Вернуться к обычному виду










Выступления и интервью министра образования Ростовской области

16.04.2013

Доклад заместителя министра М.А.Мазаевой на заседании расширенной коллегии минобразования области с руководителями учреждений господдержки детства 06.03.2013

Уважаемы коллеги!

 

Год назад на расширенном заседании коллеги мы рассматривали итоги работы  и ставили задачи в соответствии с системой основных целей и задач, определенных долгосрочной целевой программой «Развитие образования в Ростовской области на 2010-2015 годы». Все они хорошо вам известны.

В своем докладе я подведу итоги работы в ушедшем году, обозначу основные задачи в наступившем. А так же постараюсь определить приоритеты, которые важны для развития наших детей в системы учреждений государственной поддержки детства.

 

Основными приоритетами развития образовательного комплекса области и, соответственно, главными целями работы министерства в 2012 году являлись

 обеспечение доступности, повышение качества и экономической эффективности образования,

обеспечение социально-правовой защиты детства,

реализация  проекта  модернизации  систем общего образования, национального проекта «Образование», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Система учреждений государственной поддержки детства - это неотъемлемая часть всей региональной отрасли «Образование».

Это учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с  ограниченными возможностями здоровья, общеобразовательные и санаторные школы-интернаты.

         Cеть учреждений государственной поддержки детства на протяжении последних лет стабильна, так как в полной мере выполняет свои задачи и функции.Вместе с тем, в связи приоритетными формами устройства детей в семьи граждан и созданием центров по подготовке родителей осуществляется сокращение сети детских домов.

 

Образовательный и воспитательный процесс в учреждениях ведут около трех тысяч квалифицированных педагогов.  Ежегодно педагоги проходят курсовую переподготовку на базе института повышения квалификации, Южного Федерального Университета.

 

Общеобразовательные и санаторные школы-интернаты

 

 Одной из главных стратегических целей развития общего образования является повышение доступности качественного образования. Для достижения этой цели усилия органов власти в последние годы направлены, прежде всего, на развитие учительского потенциала, внедрение новых образовательных стандартов и современных образовательных технологий, совершенствование инфраструктуры образования. В системе общего образования находится сеть учреждений для категории детей из многодетных,  малообеспеченных  семей, а также одиноких матерей и отцов, детей,находящихся под опекой (попечительством) и для детей, нуждающихся в длительном лечении - это общеобразовательные  и санаторные школы-интернаты.

 

(СЛАЙД 2)Развитие инфраструктуры общего образования

 

Стратегия развития общего образования  - это поэтапное оснащение в первую очередь муниципальных базовых школ современным оборудованием и инвентарем, улучшение условий обучения.  К числу учреждений, которые получают современное оборудование и инвентарь относятся и общеобразовательные школы-интернаты.  Врамках ОДЦП  «Развитие образования в Ростовской области на 2010 – 2015 годы» в  2012 году из областного бюджета на содержание и развитие   общеобразовательных и санаторных школ-интернатов было выделено свыше 587млн.руб.

 

(СЛАЙД3)Капитальный ремонт образовательных учреждений.

 

В 2012 году начат капитальный ремонт  в Азовской и Цимлянской общеобразовательных школах-интернатах. Из средств областного бюджета на эти цели было выделено 45 млн.800 тыс.руб. На ПСД  для общеобразовательной школы-интерната п.Шолоховского Белокалитвинского района выделено 1млн.71 тыс. руб.

В общеобразовательных       школах-интернатах  в течение 2012г. произведена заменена  окон  площадью  3984,1 м2,   на сумму 15,3 млн. руб., что составило  49%  от общей потребности.

 

Для  подвоза детей в городские и областные медицинские учреждения,  для организации экскурсионных поездок, участия в областных, зональных, городских соревнованиях  для шести общеобразовательных  школ-интернатов приобретены автобусы. Все общеобразовательные и санаторные школы-интернаты имеют автотранспорт.

Сейчас главный вопрос на повестке дня – уже не обеспечение автотехникой учреждения, а безопасность перевозки детей. Руководителям  учреждений необходимо закупить приборы спутниковой навигационной системы мониторинга ГЛОНАСС/GPS с контрольным устройством режима труда и отдыха водителей для всех школьных автобусов.

Напоминаю, что обеспечение безопасности при организации и осуществлении перевозок детей на школьных автобусах это задача руководителей образовательных учреждений.

 

Внедрение федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. (слайд 4)

Ростовская область в составе первых 14-ти субъектов Российской Федерации с 2008 года принимала участие в апробации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения.

С 1 сентября 2011 г. в 9-ти общеобразовательных и санаторных школах-интернатах, где есть начальная школа,  начали реализовывать основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с особенностями федерального государственного стандарта  через учебный план и внеурочную деятельность. В   1-2 классах этих школ-интернатов, а в Новошахтинской школе-интернате в 3-м классе идет учебный процесс по новым стандартам.

Перед тем как приступить к ведению нового образовательного стандарта все педагогические работники, прошли курсы повышения квалификации в ИПК и ПРО.

В рамках проекта модернизации общего образования в 2012 году  общеобразовательные школы-интернаты были оснащены мобильными компьютерными классами для начальной школы, учебно-лабораторным и компьютерным  оборудование для организации межпредметного компьютерного класса на основной и старшей ступенях, цифровыми лабораториями естественно-научного цикла,  спортивным оборудованием для спортивных залов и 6-ю школьными автобусами  на общую сумму более 69 млн.руб.

 

                    Информатизация образования. (слайд 5)

Развитие современных образовательных технологий базируется, прежде всего, на информатизации отрасли.

Переходящая,  приоритетная задача,  которая стоит  на ближайшие годы в общеобразовательных и санаторных школах-интернатах–это обновление школьного компьютерного парка.  В ОДЦП «Развитие и использование информационных и телекоммуникационных технологий в Ростовской области на 2010-2014 годы» на закупку современного компьютерного оборудования ежегодно с 2012 года для  общеобразовательных и санаторных школ-интернатов  выделяется  3300,0 тыс.руб. на приобретение компьютерных классов, интерактивных  комплексов и компьютерного оборудования.  За три года (2012-2014 годы) по данной программе планируется заменить в каждой школе-интернате компьютерный класс, приобрести интерактивный комплекс и обновить компьютерное оборудование.

В 2012 году планировался переход на электронные дневники и журналы  в 50% школ-интернатов. В настоящее время  72% учреждений наряду с традиционной формой используют электронные дневники и журналы.  В 2013 году планируется переход на электронные дневники и журналы  в 100 % школ-интернатов.

  6 школ-интернатов являются областными экспериментальными площадками: № 28, № 29, № 74, областная санаторная г.Ростова-на-Дону реализуют программы,   связанные сукреплением здоровья и формированием ценностей здорового образа жизни,  №2 г.Волгодонска и  №28 г.Новочеркасска направлены на развитие инновационных  педагогических технологий в образовательном процессе.

         Важнейшим показателем качественного образования в учреждениях является успешная государственная (итоговая) аттестация выпускников. На протяжении 3-х лет выпускники общеобразовательных школ-интернатов успешно сдавали единый государственный экзамен, по результатам которого, поступали в  высшие учебные заведения. Результаты поступлений Вы можете видеть на слайде

Профессиональное определение выпускников 11–х классов общеобразовательных и санаторных школ-интернатов (СЛАЙД 6)

 

(Слайд 7,8) Результатом работы всего педагогического коллектива любого образовательного учреждения является анализ поступлений выпускников в ВУЗы, СПО и НПО.

Анализ поступлений выпускников общеобразовательных и санаторных школ-интернатов за последние три  года (2010 - 2012 г.г) показал, что  все выпускники 11 классов поступают в ВУЗЫ, СПО, НПО,  либо трудоустраиваются. В 2012 г. из 194 выпускников 11 классов в ВУЗы поступили 141 выпускник, что составляет 72, 2 %,   

 5  школ-интернатов  в 10-11 классах реализуют профильное обучение. Каменская школа-интерна №2, Новошахтинская №33, лицей-интернат г.Таганрога, № 29  г.Ростова-на-Дону, Волгодонская №2 заключили договора с Вузами на проведение образовательного процесса в рамках учебного плана. 

       Этот дает возможность воспитанникам получать знания в разрезе требований, предъявляемых к знаниям для сдачи ЕГЭ.

         Однако проведя сравнение среднего бала по предметам ЕГЭ  по городам, где находятся школы-интернаты,  с результатами ЕГЭ школ-интернатов оказалось,  что средний балл по предметам в школах-интернатах  ниже на 3-10 баллов.     

 

                            Средний балл по предметам ЕГЭ  (Слайд  7,8)

 

         Поэтому одной из основных задач  на 2013 год для школ-интернатов становится повышение качества обучения по предметам  для сдачи единого государственного экзамена

         Для качественной подготовки к сдаче ЕГЭ выпускниками, занятия второй половины дня в школах-интернатах со второго полугодия переориентированы на подготовку к сдаче ЕГЭ практически по всем предметам.

Очень важно  дальнейшее обучение и жизнеустройство выпускников 9 классов. Их количество в общеобразовательных и санаторных школах-интернатах составило в 2012году 342 человека.

Дальнейшее обучение и жизнеустройство выпускников 9 класса (Слайд 9)

Ежегодно количество выпускников 9 и 11 классов общеобразовательных  школ-интернатов находят свое место в жизни, благодаря обучению  и воспитанию в 12 школах-интернатах.  Проведя анализ территорий, из которых воспитанники обучаются в общеобразовательных школах-интернатах видно, что в  учреждениях этого типа получают образование дети из 47 муниципальных образований области.

 

  Результаты рейтинга общеобразовательных и санаторных школ-интернатов (Слайд 10).

 

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения (СЛАЙД 11)

 

Одной из главных задач является обеспечение доступности и качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Развитие инфраструктуры специального (коррекционного) образования.

На 1 января 2013 года в области функционирует 30 специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья, реализующих образовательные программы I-VIII видов. Численность детей, охваченных услугами специального образования в коррекционных учреждениях – 4666 человек.

 

(СЛАЙД 12) Расходы на развитие системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья постоянно возрастают.

В 2012 году расходы областного бюджета на финансирование деятельности специальных учреждений составили свыше 1 млрд. рублей.

В 2012 году в двух коррекционных учреждениях осуществлялся капитальный ремонт (школа-интернат I вида г. Каменска-Шахтинского, Областной центр образования неслышащих учащихся). Освоение средств по двум учреждениям в 2012 году составило свыше 31 млн. рублей. В текущем году школа-интернат I вида г.Каменска-Шахтинского планируется к вводу в эксплуатацию.

В 30 коррекционных образовательных учреждений осуществлена замена окон общей площадью свыше 1761кв.м, что составляет 24 % от общей потребности на сумму свыше 5 млн. рублей из федерального и областного бюджетов.

(СЛАЙД 13)Финансирование коррекционных учреждений осуществляется также в рамках межведомственных областных долгосрочных целевых программ.

Областная долгосрочная целевая программа «Развитие и использование информационных и телекоммуникационных технологий в Ростовской области на 2010-2014 годы»

Областная долгосрочная целевая программа«Доступная среда на 2011-2014 годы».

(СЛАЙД 14) Обновленная база учебных мастерских позволила создать ресурсные центры по организации профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями (коррекционная школа-интернат VI вида г. Волгодонска, коррекционная школа-интернат VIII вида № 12 г. Гуково, коррекционная школа-интернат VIII вида ст. Николаевской), а также увеличить количество учреждений, получивших лицензию на профессиональную подготовку. В 2012 году лицензию на профессиональную подготовку имеют 12 учреждений (40 % от общего числа).

В 2013 году Областная долгосрочная целевая программа «Доступная среда на 2011-2012 годы» продолжена. В текущем году на обновление материально-технической базы специальных (коррекционных) учреждений направлено свыше 25 млн. рублей.

Важнейшим направлением работы специальных (коррекционных) образовательных учреждений является организация переподготовки педагогических кадров по направлению деятельности учреждений.(СЛАЙД 15)

В течение 2012 года значительно возросла доля педагогов, прошедших переподготовку по профилю деятельности учреждений  (с 23,3 %  в 2011 году, до 36,7% в 2012 году). Лидерами в этом направлении деятельности являются: школа – интернат VIII вида №  41 г. Ростова-на-Дону (87,1 %), школа – интернат VIII видаг. Пролетарска (78,9 %), школа – интернат VIII вида  №16 г. Шахты (72,0 %), Таганрогская школа I, II видов № 1 (71 %).

Созданные условия позволили организовать качественное обучение детей с ограниченными возможностями.

С 1 сентября 2012 года апробируется новый стандарт в 1 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида.   Апробацию стандартов необходимо продолжить в других видах коррекционных учреждений.

Всеми учреждениями проведена большая работа по получению лицензий  на дополнительное образование.

Важнейшим показателем качественного образования в учреждениях является успешная государственная (итоговая) аттестация выпускников. Выпускники специальных (коррекционных) учреждений III, IV, VI видов, реализующих программы среднего (полного) общего образования, успешно сдают государственную (итоговую) аттестацию в форме ЕГЭ.

В 2012 году ЕГЭ сдавали выпускники школы-интерната № 38 г. Ростова-на-Дону и показали баллы выше средних по городу Ростову-на-Дону.

(СЛАЙД 16) Анализ социальной адаптации выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений показывает, что  устройство выпускников составляет 96 % от общего количества выпускников.

Дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются не только в коррекционных школах, но и в коррекционных классах массовых школ или в форме инклюзивного обучения. (СЛАЙД 17).

В целях упорядочения деятельности   по организации  и развитию системы инклюзивного и интегрированного обучения детей с ОВЗ на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната II вида № 48 г. Ростова-на-Дону создан  Ресурсный центр по сопровождению инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Ресурсный центр  работает в тесном сотрудничестве с общеобразовательными школами по вопросам проведения мероприятий, связанных с внедрением моделей инклюзивного образования, а также оказания методической помощи базовым образовательным учреждениям в рамках Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы».

К реализации этого направления также подключены все специальные (коррекционные) образовательные учреждения. Учреждения имеют для этого все условия.

В Ростовской области развивается система дистанционного образования.В рамках мероприятия  ПНПО «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» на базе ГКООУ РО санаторной школы-интерната № 28 г. Ростов-на-Дону было создано структурное подразделение «Центр дистанционного образования детей-инвалидов». (СЛАЙД 18)

В целях увеличения охвата детей-инвалидов дистанционным обучением проведена работа по оснащению оборудованием трех филиалов, реализующих мероприятия по организации дистанционного образования детей-инвалидов в городах Волгодонске, Новошахтинске и Зернограде.

На организацию работы Центра в 2012 году направлено более 204 млн.рублей из средств федерального и областного бюджетов.

В настоящее время 559 детей-инвалидов получают среднее (полное) общее образование в Центре дистанционного образования.

По завершению мероприятия ПНПО «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» система дистанционного образования вступает в режим стабильного функционирования.

Поставленные задачи 2012 года выполнены.

Результат деятельности коррекционных учреждений показывает ежегодный рейтинг, представленный на слайде (Слайд 19)

Задачи на 2013 год

Обеспечить эффективное использование оборудования приобретенного в рамках ОДЦП.

Продолжить работу по апробации ФГОС в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

Продолжить работу по переподготовке кадров по направлениям деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Совершенствовать систему социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями, в том числе детей-инвалидов, обучающихся дистанционно.

Обеспечить контроль развития процессов интеграции и инклюзии в общеобразовательных школах.

 

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Слайд 20)

 

В прошедшем году правительством России уделялось большое внимание проблемам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 была утверждена «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2018 годы».

Мерам по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей был посвящен Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 1688.

Действующие в области детские дома являются казенными образовательными учреждениями. 3 из них являются специальными (коррекционными) детскими домами для детей с ограниченными возможностями здоровья. В одном из них осуществляется образовательный процесс (с 1 по 9 класс по программе VIII вида), два остальных – для детей дошкольного возраста. 1 из учреждений является детским домом-школой. Комплектация групп в этих учреждениях осуществляется по типу разновозрастных семейных групп.

Для реализации поставленных задач в 2012 году деятельность министерства была направлена на:

-  создание условий для нормального функционирования детских домов;

-  совершенствование воспитательной работы в детских домах;

- постинтернатное сопровождение выпускников детских домов и их подготовка к дальнейшей жизни за стенами учреждения;

- формирование новых моделей управления, способствующих профессиональному и личностному самоопределению детей указанной категории.

 

Всего на содержание детских домов в 2012 году было выделено 568,5 млн. рублей, в том числе на оборудование из областного бюджета выделено 4,7 млн. руб. СЛАЙД 21

В рамках ОДЦП «Профилактика правонарушений в Ростовской области на 2011-2013 годы» для детских домов г.Азова, № 3 г.Шахты, г.Батайска, «Теремок» г.Волгодонска, № 3 г.Таганрога было закуплено спортивное оборудование на 1 млн. руб. В рамках ОДЦП «Развитие образования Ростовской области на 2010-2015 годы» было приобретено на 1 млн.руб.:

- учебно-наглядные пособия;

- учебное компьютерное оборудование,

- музыкальное, телевизионное оборудование, игры

- мебель для воспитанников.

 

На капитальный ремонт детского дома № 4 г.Ростова-на-Дону и Усть-Донецкого детского дома из областного бюджета было выделено 5 318,15 тыс.руб.

Кроме того, в 2012 году были открыты после капитального ремонта детские дома г. Азова и г. Пролетарска, на проведение которого из областного бюджета было выделено свыше 50 млн. руб.

Одним из направлений в решении вопроса ветхости оконных блоков в детских домах стала частичная замена их, что способствовало энергосбережению, созданию условий для комфортного проживания детей в учреждении. Площадь замененных окон в течение 2012г. составила 725,3 кв.м, что составляет 10% от потребности учреждений на сумму 3,4 млн. руб. Работа в 2013г будет продолжена.

 

 

В целях реструктуризации сети детских домов в 2012 году был ликвидирован детский дом «Березка» п. Зимовники. В настоящее время в министерстве ведется работа по ликвидации детских домов № 1 г. Таганрога и № 2 г. Новочеркасска, имущественный комплекс которых будет передан в муниципальную собственность городов для дальнейшего использования в качестве дошкольного образовательного учреждения. Сейчас так же находится на рассмотрении вопрос деятельности Усть-Донецкого детского дома-школы в качестве казачьего кадетского учебного заведения.

В рамках реализации задач по постинтернатной адаптации выпускников деятельность минобразования области была направлена на реализацию Комплексной программы мер по социальной адаптации и сопровождению выпускников образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2011-2014 годы, утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 06.10.2011№ 29.

Реализация Комплексной программы мер позволяет оперативно решать вопросы успешной социализации и жизнеустройства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

(Слайд 22)

 

Во всех детских домах созданы обновляемые банки данных выпускников учреждений, в соответствии с указанным постановлением и соответствующими приказами минобразования области.

Основная задача, которая теперь ставится перед администрациями указанных учреждений – поддерживать банк в достоверном состоянии, постоянно обновляя его новыми сведениями о выпускниках.

Кроме того, в соответствие с указанным постановлением на базе каждого государственного образовательного учреждения, в котором есть выпускники, до 2015 года должны быть созданы и успешно функционировать службы сопровождения выпускников.В настоящее время такие службы созданы в 25 детских домах.

СЛАЙД 23

 

При разработке и реализации программ индивидуального сопровождения выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в предвыпускном и послевыпускном периодах необходимо уйти от формального составления программ и учитывать обстоятельства личного дела каждого воспитанника (наличие гражданства РФ, постановка на жилищный учет), а также личностные особенности каждого ребенка.

Реализация индивидуальных программ позволяет решать вопросы предоставления жилья, в том числе для временного проживания из маневренного фонда, мест в общежитиях муниципальных образований.

Большинство выпускников детских домов продолжают обучение в учреждениях профессионального образования. (Слайд 24)

В целях распространения опыта по социализации воспитанников детских домов присвоен статус областной инновационной площадки детским домам «Дом детства» г. Донецка, № 8 г. Новочеркасска, г. Азова. На 2013 год запланировано создать дополнительно еще 2 инновационных стажировочных площадки по проблеме организации постинтернатного сопровождения выпускников на базе детского дома № 1 г. Новошахтинска и специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 12 г. Гуково. Пилотные и инновационные стажировочные площадки по темам «Формирование жизнестойкости детей-сирот в процессе спортивно-физического воспитания функционируют в условиях детского дома» детские дома г. Азова, г. Батайска, № 3 г. Шахты, № 3 г. Таганрога, «Теремок» г. Волгодонска.

Кроме того, в 7-ми детских домах работают «Школы приемных родителей» (детские дома п. Новая Целина, х. Калининского, № 3 г.Таганрога, № 3 г. Шахты, «Жемчужина» г. Зверево, «Дом детства» г. Донецка, г. Азова).

 

В рамках решения задачи по совершенствованию воспитательной работы в учреждениях государственной поддержки детства в детских домах ведется работа по выявлению одаренных детей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 В результате доля учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принявших участие в фестивалях, конкурсах, спортивных соревнованиях регионального уровня составляет 100 %, всероссийского уровня 48 %, международного уровня 19%. Лидеры в этом вопросе детские дома г.Ростова-на-Дону (№№ 1, 7, 10), г.Таганрога (№№ 3, 5, 7),  г.Шахты, г.Новошахтинска, г.Новочеркасска (№№1, 4, 8), х.Большой Лог, г.Донецка и Усть-Донецкий детский дом-школа.

В течение ряда лет детские дома учреждения сотрудничают с различными общественными организациями, благотворительными фондами.

 

В целях обеспечения гласности проводимых мероприятий, формирования положительного общественного мнения о детях-сиротах и детей, оставшихся без попечения родителей, все мероприятия, проводимые как министерством, так и самими учреждениями, должны сопровождаться освещением в СМИ.

Показатели эффективности оказания государственных услуг детскими домами нашли отражение в рейтинге учреждений.

СЛАЙД 25

 

Здоровьесбережение

 

Один из главных приоритетов развития образования - вопросы здоровьесбережения обучающихся и воспитанников. Работа с контингентом учреждений господдержки детства по этим направлениям включает в себя летнее оздоровление, проведение диспансеризации и вакцинопрофилактики воспитанников, формирование здорового образа жизни.

Организация ежегодного проведения диспансеризации воспитанников – одно из обязательных направлений деятельности учреждений государственной поддержки детства.

(Слайд 26)

Количество детей, прошедших диспансеризацию, год от года возрастает: в 2012году диспансеризацию прошли 8,6 тысячи воспитанников - в 1,2 раза больше по сравнению с 2011 годом. В текущем году диспансеризацию пройдут 8,8 тысячи воспитанников.

Все учреждения господдержки детства имеют оснащенные медицинские кабинеты и медицинские блоки. Работа по лицензированию медицинской деятельности завершается: 98% учреждений господдержки детства уже получили такие лицензии.

В рамках реализации  пилотный проект по здоровьесбережению в образовательных учреждениях Ростовской области в 2013 году предполагает расширение сети пилотных школ в 2 раза за счет средств проекта модернизации общего образования и это позволит включить дополнительно  30 государственных учреждений интернатного типа  в данный  проект.

 

Профилактическая работа.

 

С учетом того, что большинство воспитанников учреждений господдержки детства представляют собой «группу риска» по социальной дезадаптации, важным направление деятельности педагогических коллективов является профилактическая работа.

Во всех образовательных учреждениях области господдержки детства реализуются дополнительные образовательные программы, направленные на развитие толерантности, формирование правовой культуры, здорового образа жизни, профилактику вредных привычек, противоправного и зависимого поведения.

Ставки педагогов-психологов и социальных педагогов введены во всех детских домах и школах-интернатах.

С целью обеспечения соблюдения прав и законных интересов детей, находящихся в учреждениях господдержки, в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области выборная должность уполномоченного по правам ребенка вводится  не только в школах, но и в детских домах, школах-интернатах, учреждениях профессионального образования.

По состоянию на начало 2013 года в детских домах и школах-интернатах введено 32 уполномоченных по правам ребенка. Одной из задач на 2013 год для  учреждений является введение этой  выборной  должности во всех 100 % учреждениях господдержки детства.

По результатам тестирования среди обучающихся и воспитанников учреждений господдержки детства не выявлены потребители наркотических средств, вместе с тем, у 342 человек выявлен котинин – эти воспитанники часто курят табак, а значит, проявляют склонность к употреблению психоактивных веществ.

Задачей на 2013 год, с учетом государственной политики в отношении потребления табака и алкоголя, важно построить работу в наших учреждениях таким образом, чтобы все обучающиеся и воспитанники отказались от вредных привычек.

По данным ГУ МВД России по Ростовской области, благодаря системной работе всех заинтересованных ведомств в вопросах предупреждения самовольных уходов детей из мест проживания, за 2012 год количество самовольных уходов несовершеннолетних снизилось на  8,3 %.

Уменьшилось количество уходов из детских домов (84/90-6).

Наибольшее количество самовольных уходов допущено в следующих учреждениях: детском доме гг. Батайска, Зверево, детском доме п. Новая Целина,  детском доме № 1 г. Ростова-на-Дону, детском доме № 5 г. Таганрога, детском доме № 1 г. Новочеркасска, детском доме «Теремок» г. Волгодонска, детском доме Усть-Донецкого района.

Снизилось количество самовольных уходов в школах-интернатах (11/19-7).

Наибольшее количество самовольных уходов допущено в школах-интернатах 8 вида с. Развильное Песчанокопского района и № 16 г. Шахты.

Минобразование области проводит ежеквартальную сверку с отделом организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних ГУ МВД России по Ростовской области, государственными образовательными учреждениями по самовольным уходам, правонарушениям и преступлениям с участием несовершеннолетних.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение следует остановиться на приоритетных задачах, которые нам предстоит решить в текущем году.

Необходимо обеспечить:

- реализацию Комплекса мер по модернизации системы общего образования и  достижение целевых показателей по всем направлениям;

-внедрение федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения;

-повышение качества обучения по предметам  для сдачи единого государственного экзамена;

-100% замену в каждой школе-интернате компьютерного оборудования;

-эффективное использование оборудования, приобретенного в рамках ОДЦП;

- работу по переподготовке кадров по направлениям деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений;

-совершенствовать систему социальной адаптации детей-сирот и детей, осташихся без попечения родителей, детей с особыми образовательными потребностями;

-реализацию комплексной программы мер по социальной адаптации и сопровождению выпускников учреждений государственной поддержки детства;

- гласность проводимых мероприятий как министерством, так и самими учреждениями (СМИ).

 

Для решения поставленных задач в нашей области есть все предпосылки: талантливые инициативные педагоги, умелые управленцы, развитая инфраструктура и одно из главных условий – всемерная поддержка развития отрасли со стороны руководства области, лично Губернатора Василия Юрьевича Голубева и заместителя Губернатора Игоря Александровича Гуськова.

Пользуясь случаем, позвольте поздравить всех присутствующих женщин, а в их лице – всех работниц отрасли с наступающим весенним праздником – Международным женским днем. Здоровья и успехов вам!

 

 

Благодарю за внимание!