Вернуться к обычному виду


Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации








Выступления и интервью министра образования Ростовской области

05.06.2012

Доклад министра общего и профессионального образования Ростовской области Л.В. Балиной на заседании комиссии по противодействию коррупции в Ростовской области

Доклад министра общего и профессионального образования Ростовской области Л.В. Балиной о работе минобразования Ростовской области по противодействию коррупции в сфере образования на заседании комиссии по противодействию коррупции в Ростовской области 05.06.2012

Коррупция - многоплановое явление, которое чаще рассматривается с юридической или экономической точки зрения. Но коррупция в системе образования имеет свои особенности. Её следует рассматривать как социальное явление, негативные последствия которого не только снижают качество самого образования, но и формируют отношение к коррупции как к нормальному явлению. Причем не только у взрослых, но и у подрастающего поколения. Поэтому противодействие коррупции в образовании - одно из приоритетных направлений деятельности министерства. Специфика нашей отрасли обуславливает необходимость разработки и реализации механизмов противодействия коррупции, учитывающих отраслевые особенности

Работа по противодействию коррупции осуществляется министерством по четырем основным направлениям:

- организационный и внутриведомственный контроль в аппарате самого министерства;

- организация просветительской работы по предупреждению коррупции и подготовки специалистов;

- координация работы муниципальных органов образования, и образовательных учреждений по противодействию коррупции;

-профилактика и контроль по отдельным наиболее коррупциогенным направлениям.

1. Работа аппарата министерства направлена на реализацию ведомственного плана по противодействию коррупции в сфере образования Ростовской области. Запланированные мероприятия выполняются в установленные сроки и решают задачи, направленные на предупреждение коррупционных правонарушений.

Во исполнение Областной долгосрочной целевой программы «Противодействие коррупции в Ростовской области» на 2010 - 2014 годы за 2011 год и первый квартал 2012 года министерством проведены следующие мероприятия:

67 проектов приказов прошли антикоррупционную экспертизу;

20 специалистов министерства прошли повышение квалификации по антикоррупционной тематике;

77 госслужащих министерства прошли проверку знаний по противодействию коррупции в ходе квалификационных экзаменов,аттестации и конкурсов на включение в кадровый резерв;

постоянно применяется принцип ротации специалистов контрольно-ревизионного управления, проводящих ревизии и проверки на объектах;

создана комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов;

организована работа по приему и проверке достоверности и полноты представляемых государственными служащими сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

Всего в министерстве на направлениях и должностях, где особенно велик риск коррупции, в настоящее время работают 31 гражданский служащий.

В 2011-2012 годах проведены заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов министерства

В текущем году специалистами кадровой службы допущен ряд нарушений при приеме и сверке сведений о доходах гражданских служащих и членов их семей. Виновным должностным лицам объявлены дисциплинарные взыскания. Разработаны дополнительные меры, направленные на повышение эффективности работы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов

Свой вклад в противодействие коррупции вносит официальный сайт министерства, имеющий специальный раздел «Противодействие коррупции», на сайте организована обратная связь с гражданами, которые могут сообщить о фактах коррупции. Поступающие через сайт обращения ставятся на особый контроль и рассматриваются в оперативном порядке.

На главной странице сайта министерства размещен баннер «Горячая линия» с указанием «телефона доверия» министерства (240-41-90), Всего на этот телефон поступило и рассмотрено 15 обращений. По требованию министерства муниципальные органы образования, городов Ростова-на-Дону, Батайска, Таганрога, Аксайского района и других муниципальных образований провели служебные проверки и приняли соответствующие меры.

2. Важное направление деятельности министерства - просветительская работа по предупреждению коррупции и подготовка специалистов, направленные на выработку «антикоррупционного иммунитета» у подрастающего поколения

Программы антикоррупционного просвещения и воспитания введены в 100% общеобразовательных учреждений области на третьей ступени обучения, в рамках предметов правовой направленности. Кроме того, с учетом возрастных особенностей школьников антикоррупционное просвещение осуществляется и в других формах, представленных на слайде.

В учреждениях начального и среднего профессионального образования разработаны и реализуются целый ряд дополнительных образовательно-просветительских программ по вопросам предупреждения коррупции, их можно видеть на слайде.

Подготовка специалистов, реализующих программы профилактики коррупционных нарушений в образовательных учреждениях, осуществляется в Ростовском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования в рамках образовательного модуля «Антикоррупционная безопасность образовательного учреждения».

В прошедшем году и первом квартале 2012 года прошли курсовую подготовку 1322 руководителя и педагога, 50 экспертов по аттестации педагогических кадров общеобразовательных учреждений.

3. Третье направление деятельности - координация работы муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений по противодействию коррупции, а также контроль хода и итогов этой работы по наиболее важным направлениям, представленным на слайде.

Проведенный анализ итогов прошедшего года и первого квартала 2012 года показал, что в муниципалитетах организована работа телефонов «Горячей линии», реализуются муниципальные планы противодействия коррупции в сфере образования, осуществляются выездные приемы граждан в подведомственных образовательных учреждениях, проводятся родительские собрания с отчетами руководителей об использовании внебюджетных средств и другие мероприятия.

Однако не во всех муниципалитетах эта работа осуществляется на должном уровне:

· планы противодействия коррупции отсутствуют в 3-х муниципалитетах (Орловский, Песчанокопский районы и город Зверево);

· выездные приемы граждан в 2011 году не проводились в Багаевском, Дубовском, Куйбышевском, Матвеево-Курганском, Орловском, Песчанокопском и Усть-Донецком районах, городах Гуково, Новочеркасске;

· не проведено ни одного родительского собрания с отчетом руководителя образовательного учреждения о расходовании внебюджетных средств по итогам 2011 года в Дубовском, Каменском, Матвеево-Курганском, Морозовском и Цимлянском районах.

4. Профилактика и контроль по отдельным наиболее коррупциогенным направлениям

4.1. Устройство ребенка в детский сад является одной из самых актуальных проблем в сфере образования. Для ее решения за последние 5 лет в области дополнительно введено около 20 тыс. дошкольных мест (в т.ч. в 2011 году – 5 190 мест), однако несмотря на принимаемые системные меры, на сегодняшний день очередность в Ростовской области составляет более 45 тыс. детей.

Отсутствие общедоступной информации о состоянии очередности является существенным фактором, способствующим коррупции в сфере дошкольного образования.

Так за прошедший и 2012 год за коррупционные нарушения осуждены работники детских садов из Боковского, Мартыновского районов, г. Зверево, ведется следствие по факту взятки заведующей детским садом «Солнышко» Аксайского района.

С целью решения данного вопроса в муниципальных образованиях области ведется работа по введению электронной очередности и зачислению в дошкольные образовательные учреждения. По данным мониторинга, проведенного министерством, в 13-ти муниципальных образованиях в настоящее время обеспечена общедоступность информации об очередности в дошкольных образовательных учреждениях через сайты органов местного самоуправления (приведены на слайде), в 42 - планируется введение системы «электронная очередь» в 2012-2013 годах. Опыт указанных муниципалитетов достоин самого широкого распространения

4.2. Потенциально возможным проявлением коррупции или фактором, способствующим ей, является осуществляемый с нарушением законодательства сбор денежных средств с родителей. Само по себе это не является нарушением, если осуществляется на добровольной основе, путем перечисления денег на расчетный счет образовательного учреждения или попечительского совета с регулярным отчетом руководителя о расходовании финансовых средств.

Однако далеко не во всех муниципальных образованиях области сбор пожертвований осуществляется подобным образом. Попечительские советы функционируют в 344 (29,3%) общеобразовательных учреждениях области, в том числе с правами юридического лица – только в двух муниципальных образованиях – городах Ростове-на-Дону (13 учреждений) и Каменске-Шахтинском (8 учреждений). Кроме того в общеобразовательных учреждениях работают 365 (31,1%) управляющих советов.

Регулярный анализ поступающих в министерство обращений граждан показывает, что доля обращений, связанных с принудительным сбором средств с родителей, остается практически неизменной и не столь значительной – около 2,7%. За 2011 год и первый квартал текущего года таких обращений поступило 54. Из них наибольшее число – из городов, прежде всего Ростова-на-Дону, Новочеркасска, Таганрога и Батайска, а всего - из 23 муниципальных образований области.

Минобразование области неоднократно направляло в адрес глав муниципальных образований, руководителей органов, осуществляющих управление в сфере образования, письма по вопросам неправомерного взимания денежных средств с родителей в муниципальных образовательных учреждениях с рекомендациями проведения проверок, взятия на персональный контроль вопросов обеспечения соблюдения законности в данном направлении.

В ходе проведенных минобразованием и Ростобрнадзором проверок установлено, что:

- на недостаточном уровне организована работа по информированию педагогических коллективов, родительской общественности о порядке привлечения, об учете и расходовании добровольных родительских взносов,

- протоколы родительских собраний содержат решения о привлечении средств родителей на различные цели с указанием конкретных квотированных сумм, что является прямым нарушением принципа добровольности привлечения денежных средств (пожертвований);

- имеют место сборы наличных средств на различные цели (в том числе «вступительные взносы» при приеме в образовательные учреждения, на подарки школе, учителям и т.д.) силами представителей родительских комитетов с применением психологического воздействия на родителей при прямой попустительской позиции руководителей образовательных учреждений.

4.3. Введение единого государственного экзамена в штатный режим способствовало переносу в общеобразовательные учреждения значительной части коррупциогенных проблем, касающихся поступления выпускников в вузы. В прошлом году при проведении ЕГЭ были выявлены нарушения в Ремонтненском районе. Министерство осуществило проверку данного факта и направило материалы проверки в Прокуратуру области и в Региональную службу по контролю и надзору в сфере образования для принятия мер по фактам нарушения. Наряду с ужесточением законодательных мер по процедуре проведения ЕГЭ решению проблемы коррупции, несомненно, способствует институт общественных наблюдателей за соблюдением этих процедур. В этом году приняты все необходимые меры по проведению ЕГЭ в соответствии с законом и по недопущению нарушений на пунктах проведения экзамена с учётом анализа проведения ЕГЭ на территории области в 2011 году, в том числе увеличение числа общественных наблюдателей, видеопротоколирование хода экзамена. Результаты уже есть – в ходе экзаменов в этом году общественными наблюдателями уже зафиксированы и предотвращены несколько нарушений порядка проведения ЕГЭ.

4.4. Одними из самых коррупциогенных направлений, причем не только в сфере образования, являются капитальный и текущий ремонт зданий, осуществление закупок, а также экономические преступления в сфере трудовых правоотношений.

На выполнение работ по капитальному и текущему ремонту образовательных учреждений предусматривается ежегодно значительный объем средств областного бюджета (в среднем около 1,0 млрд. рублей). При этом достаточно полно контролируются объекты ремонта сметной стоимостью более полумиллиона рублей.

Однако полностью отсутствует региональная нормативная правовая база, регламентирующая порядок проверки и утверждения ПСД на объекты стоимостью до 500 тысяч рублей, а также на проектно-изыскательские работы. Министерство по своей инициативе ввело особый порядок санкционирования расходов и порядок оплаты таких работ, а также механизм предварительного и текущего контроля. В результате в 2011-2012 годах выявлено и предотвращено завышение стоимости работ, влекущее за собой необоснованное увеличение бюджетных расходов, на сумму более 13 млн. рублей.

Эффективность и результативность подобных проверок была бы существенно выше, если бы они осуществлялись специализированной организацией и в соответствии с нормативно установленным порядком.

Министерством силами контрольно-ревизионного управления осуществляется плановый контроль за правомерностью уже произведенных расходов на капитальный ремонт образовательных учреждений. Результаты проверок представлены на слайде.

В целях профилактики выявляемых нарушений и недостатков главам всех муниципальных образований и руководителям образовательных учреждений, подведомственных министерству, ежеквартально направляется обзорная информация об итогах проверок и предлагается обеспечить соблюдение действующего законодательства, организовать мероприятия по устранению аналогичных нарушений и недостатков, а также недопущению их впредь.

Закупки услуг, оборудования и учебников – другое важное коррупциогенное направление, о чем свидетельствуют уголовные дела, возбужденные по фактам нарушений в Егорлыкском, Орловском и Тацинском районах.

Целый ряд уголовных дел возбуждены по фактам фиктивных трудовых отношений (так называемые «мертвые души») в образовательных учреждениях Мартыновского, Родионово-Несветайского, Сальского районов, городов Донецка и Ростова-на-Дону.

Работа по профилактике и контролю подобных правонарушений стала бы более эффективной, если бы правоохранительные органы информировали министерство о принятых мерах по итогам рассмотрения материалов проверок. Эту информацию министерство могло бы использовать как меру профилактического антикоррупционного воздействия на работников образования, формирования общественного мнения о результативности борьбы с коррупцией.

Уважаемые члены комиссии, проект решения по данному вопросу имеется у вас на руках. В нем даны поручения соответствующим органам власти. Но, исходя из вышесказанного, прошу рассмотреть предложение об усилении межведомственного взаимодействия минобразования области и правоохранительных органов ис этой цельюрекомендовать Главному управлению МВД по Ростовской области, Прокуратуре Ростовской области и Управлению ФСБ по Ростовской области регулярно информировать минобразование Ростовской области о выявленных фактах коррупционных нарушений и преступлений в сфере образования.

Спасибо за внимание.