Вернуться к обычному виду









Выступления и интервью министра образования Ростовской области

26.03.2012

Доклад министра общего и профессионального образования Ростовской области на расширенном заседании коллегии минобразования области

«Об итогах развития муниципального образовательного комплекса Ростовской области в 2011 году и задачах на 2012 год»

1. ВВЕДЕНИЕ

Основными приоритетами развития муниципального образовательного комплекса области и, соответственно, главными целями работы министерства в 2011 году являлись обеспечение доступности, повышение качества и экономической эффективности образования, обеспечение социально-правовой защиты детства, реализация направлений приоритетного национального проекта «Образование», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», федерального проекта по модернизации региональных систем общего образования.

В соответствии с задачами, поставленными нашим Губернатором Василием Юрьевичем Голубевым перед органами власти всех уровней, образовательная политика министерства базируется на концепции пяти «И»: инфраструктура, институты, инвестиции, инновации, инициативы.

2. ИНФРАСТРУКТУРА

2.1. Оптимизация сети общеобразовательных учреждений и наполняемости классов.

В рамках работы по исполнению Указов Президента РФ № 825 и № 607 министерством совместно с органами местного самоуправления в 2011 году продолжена системная работа по оптимизации сети общеобразовательных учреждений.

 На 1 сентября 2011 года по сравнению с аналогичным периодом 2010 года количество муниципальных общеобразовательных учреждений сокращено на 32 ед., в том числе юридических лиц – на 12, филиалов – на 20 ед. В итоге, в 2011-2012 учебном году в области функционирует 1 123 муниципальных общеобразовательных учреждения – юридических лиц и 133 филиала.

Всего за последние 3 года численность обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях снизилась на 4,3 тыс. человек, а сеть муниципальных общеобразовательных учреждений сократилась на 84 единицы, кроме того было ликвидировано 140 филиалов.

 Сегодня в области 344 малокомплектные школы, что составляет 30,6% от общего числа общеобразовательных учреждений. В них обучается около 25 тыс. человек, т.е. 6,5% от общего количества учащихся.

Наибольшая доля сельских малокомплектных школ от общего количества общеобразовательных учреждений (более 70%) в Милютинском, Кашарском, Заветинском, Боковском и Миллеровском районах.

Проблемой, тесно связанной с оптимизацией сети общеобразовательных учреждений, является наличие неэффективных расходов в муниципальной сфере общего образования.

 По итогам 2011 года по предварительным расчетам в рамках Указа Президента РФ № 607 суммарный объем неэффективных расходов в сфере общего образования увеличился по сравнению с 2010 годом на 5,8% и составил 2 млрд. 202,5 млн. рублей, при этом доля неэффективных расходов от общего объема муниципальных бюджетов на общее образование снизилась и составила 13,8% (в 2010 году – 15,3 %).

Разная картина сложилась в разрезе «город-село». По городским округам объем неэффективных расходов по итогам 2011 года снизился на 45,7% и составил 62,0 млн. рублей, а по муниципальным районам, наоборот, увеличился на 8,8% и составил 2 млрд. 140,5 млн. рублей. При этом доля неэффективных расходов от общего объема расходов муниципальных бюджетов на общее образование несколько снизилась и составила по городским округам 0,95%, по муниципальным районам – 22,7 %.

Отрадно отметить, что по итогам 2011 года 7 городских округов (Ростов-на-Дону, Азов, Батайск, Зверево, Каменск-Шахтинский, Новочеркасск и Таганрог) свели неэффективные расходы к нулю. Снижение объема неэффективных расходов произошло в Донецке, Новошахтинске и Волгодонске. И только в двух городских округах объем неэффективных расходов увеличился: в Гуково (на 15%) и Шахтах (на 18%).

Среди муниципальных районов объем неэффективных расходов снизился только в 8-ми муниципалитетах против 35-ти в 2010 году. Вы их видите на слайде.

В остальных 35 муниципальных районах отмечен рост неэффективных расходов, наиболее значительный в Куйбышевском, Октябрьском, Заветинском и других районах.

Наибольшая доля неэффективных расходов от общего объема расходов муниципальных бюджетов на общее образование в Милютинском, Кашарском, Обливском, Заветинском, Ремонтненском и других, показанных на слайде.

Как известно, неэффективные расходы в сфере общего образования складываются из двух частей – первая обусловлена низкой наполняемостью классов, вторая – кадровыми ресурсами.

Сначала – о наполняемости классов. В связи с вводом с 1 сентября 2011 года новых санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях число классов-комплектов в целом по области увеличилось на 1 016 единиц, в т. ч. по городской местности на 354 единицы, по сельской – на 662 единицы. Это хоть и привело к снижению среднеобластной наполняемости классов по городской местности до 25,1, по сельской до 14,3, однако эти показатели, как и год назад, остались выше нормативных.

Поэтому в рамках Указа Президента РФ № 825, учитывая методику расчета объема неэффективных расходов на основании среднегодовых значений, неэффективных расходов в связи с низкой наполняемостью классов по итогам 2011 года в среднем по области нет.

Вместе с тем в рамках Указа Президента РФ № 607 объем неэффективных расходов в связи с низкой наполняемостью классов в муниципальных образованиях в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличился на 21,4% и составил чуть больше 50 млн. рублей, при этом доля соответствующих неэффективных расходов от общего объема расходов муниципальных бюджетов на общее образование возросла незначительно и составила 0,31%.

Разная ситуация сложилась в городских и сельских школах. По городским школам объем неэффективных расходов в связи с низкой наполняемостью классов по итогам 2011 года снизился на 27,7 % и составил 18,4 млн. рублей, а по сельским школам, наоборот, увеличился в 2 раза и составил 31,7 млн. рублей.

По итогам 2011 года среди городских школ средняя наполняемость классов оказалась ниже 25 человек в г.Новошахтинске и в 14 из 15 муниципальных районов, имеющих в сети городские школы (кроме Зерноградского района).

В сельских школах средняя наполняемость классов ниже 14 человек имеет место в 17 муниципальных районах: Красносулинском, Морозовском, Пролетарском и других - вы их видите на слайде. Отмечу, что в 2010 году таких районов было всего 10.

Вместе с тем, подавляющая часть общего объема неэффективных расходов (98%) - это неэффективные расходы, обусловленные кадровыми ресурсами, – учителей и прочих работников.

По итогам 2011 года объем неэффективных расходов по управлению кадровыми ресурсами учителей увеличился на 10,8% и составил 732,6 млн. рублей, по прочим работникам - на 2,9% и составил 1 млрд. 419,9 млн. рублей.

Рост неэффективных расходов по управлению кадровыми ресурсами учителей связан с существенным увеличением заработной платы учителей в рамках Комплекса мер по модернизации общего образования в 2011 году.

Тем не менее, все городские округа с 2009 года свели неэффективные расходы по управлению кадровыми ресурсами учителей к нулю и удержали эту планку в 2011 году.

Иная картина в муниципальных районах: неэффективные расходы по управлению кадровыми ресурсами учителей увеличены в 32 из 43 муниципальных районов, в наибольшей степени в Азовском, Октябрьском, Куйбышевском и других районах, которых вы видите на слайде.

Наибольший вклад в неэффективные расходы вносят расходы, связанные кадровыми ресурсами прочих работников. По итогам 2011 года эти неэффективные расходы увеличились в двух городских округах - Гуково и Шахтах, а также в 31 муниципальном районе, наиболее худшие из которых приведены на слайде.

Основная причина значительного объема неэффективных расходов по управлению кадровыми ресурсами учителей и прочих работников – наличие в сети общеобразовательных учреждений малокомплектных школ. Необходимо учитывать, что в малокомплектных школах не представляется возможным довести долю прочих работников в соответствии с методикой до уровня 53% от оптимальной (расчетной) численности учителей, а также численность учащихся, приходящихся на 1 учителя, до целевого значения 15.

 В муниципальных образованиях разработаны и представлены в минобразование планы по сокращению неэффективных расходов на 2012 год. В соответствии с ними в 2012 году планируется закрытие 11 филиалов муниципальных общеобразовательных школ и 1 вечерней (сменной) школы, понижение статуса 8 школ, филиализация 9 школ и другие мероприятия.

В то же время следует понимать, что оптимизацию сети нужно проводить грамотно и обоснованно, имея ввиду главную цель – не экономию средств, а повышение качества образования детей независимо от места проживания. На это нацеливает нас и руководство области.

2.2. Обеспечение безопасного подвоза учащихся

Оптимизация сети общеобразовательных учреждений, которая активно ведется в нашей области на протяжении нескольких лет, была бы невозможна без обеспечения массового подвоза учащихся к базовым школам в сельской местности. В текущем учебном году 829 школьных автобусов подвозят более 34 тысяч детей к базовым общеобразовательным учреждениям по 1262 школьным маршрутам.

Напомню - к концу 2007 года область в числе первых в России полностью решила проблему подвоза детей к опорным школам. Однако не все школьные автобусы до недавнего времени соответствовали требованиям безопасности.

В 2010 году за счет средств федерального и областного бюджетов было приобретено 180 школьных автобусов, что позволило заменить школьный автопарк, не соответствующих стандарту, почти на 50%.

В рамках Комплекса мер по модернизации общего образования Ростовской области в 2011 году приобретено ещё 208 автобусов, полностью соответствующих требованиям ГОСТа при перевозках детей, которые заменили устаревшую автотехнику. Таким образом, Ростовская область в числе первых решила проблему соответствия школьного автопарка требованиям безопасности. И в дальнейшем планируется обновлять школьный автопарк муниципальных образований.

Сейчас главный вопрос на повестке дня – уже не обеспечение автотехникой, а безопасность на школьных маршрутах. Заслуживает внимания опыт работы Багаевского, Зерноградского, Мясниковского, Орловского, Октябрьского районов по закреплению школьных автобусов за крупными транспортными предприятиями, имеющими необходимую инфраструктуру и обеспечивающими весь комплекс мер, направленных на безопасность перевозок детей, созданию муниципальных автотранспортных учреждений «Школьный маршрут».

Проверки, проведенные минобразованием области, показали, что некоторые маршруты не соответствуют установленным требованиям к дорожному покрытию, наличию необходимых дорожных знаков и посадочных площадок. Всего в 24 муниципальных образованиях области остаются проблемными 115 школьных маршрутов. Из них наибольшее число - в Зимовниковском, Шолоховском, Советском, Каменском, Родионово-Несветайском районах.

Напоминаю, что обеспечение безопасности при организации и осуществлении перевозок детей на школьных автобусах – прямая обязанность муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, и руководителей общеобразовательных учреждений. Этому вопросу следует уделять постоянное внимание.

2.3. Обеспечение доступности дошкольного образования.

В результате совместной работы минобразования области и органов местного самоуправления за последние 5 лет в области введено около 20 тыс. дополнительных дошкольных мест (в т.ч. в 2011 году 5 190 мест - существенно больше, чем в среднем за последние 4 года).

В 2011 году в области функционировали 1400 образовательных учреждений, реализующих программу дошкольного образования. Численность детей, охваченных услугами дошкольного образования – почти 140 тыс. человек, удовлетворенность потребности населения в услугах дошкольного образования в среднем по области – 78,5%, что немного меньше среднероссийского уровня.

С целью расширения вариативных форм дошкольного образования ведется работа по созданию условий для открытия семейных детских садов и дошкольных групп семейного типа (разработано примерное положение). Внесены изменения в Областной Закон «Об образовании Ростовской области», которым предусматривается предоставление услуг дошкольного образования в семейных дошкольных группах.

В 2011 году в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на развитие дошкольного образования министерством привлечены значительные средства федерального бюджета.

На базе Ростовского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования создана стажировочная площадка с сетью из 33 базовых площадок муниципальных дошкольных учреждений. На эти цели Ростовской области из средств федерального бюджета направлено 88,7 млн. руб., в том числе в 2011 году – 66,5 млн. руб.

Кроме того, Ростовской области выделена федеральная субсидия в объеме 11,4 млн. руб. на оснащение детских садов, вводимых после реконструкции и строительства, новым игровым оборудованием, современной мебелью и спортивным инвентарем.

 Однако, несмотря на принимаемые системные меры, очередность в дошкольные образовательные учреждения всё ещё растет. На 01.01.2012 очередность составляла 40,5 тыс. чел. (от 0 до 3 лет – 28,8 тыс. чел., от 3 до 7 лет – 11,7 тыс. чел.). Наиболее остро стоит проблема нехватки дошкольных мест в городских округах и районных центрах (городских поселениях) муниципальных районов.

Эти данные показывают, что меры, принимаемые многими органами местного самоуправления, оказываются недостаточными. Наибольший неудовлетворенный спрос на услуги дошкольного образования (менее 60%) в 5-ти муниципальных образованиях - Морозовском, Аксайском, Багаевском, Советском и Октябрьском районах. В прошлом году таких муниципалитетов было больше – 8 городов и районов.

По 5-ти муниципальным районам этот показатель составляет 100% и превышает 90% также в5-тимуниципальных образованиях (перечень - на слайде).

В 2012 году планируется дополнительно ввести более 4 тыс. дошкольных мест путем возврата в сеть ранее перепрофилированных ДОУ, передачи ведомственных ДОУ, введения в эксплуатацию после капремонта и консервации, а также открытия дополнительных дошкольных мест на базе свободных площадей школ и учреждений дополнительного образования детей. Так, планируется реорганизация средней школы в школу-детский сад в Шолоховском районе, 2-х начальных школ в детские сады в Боковском районе, открытие дошкольных групп на базе общеобразовательных школ в Усть-Донецком, Обливском, Пролетарском и Советском районах.

В рамках Областной долгосрочной целевой программы «Развитие образования в Ростовской области на 2010-2015 годы» уже осуществляется строительство 7 дошкольных образовательных учреждений на 1300 мест с объемом финансирования в 2011 году 49,4 млн. руб. На 2012 год предусмотрены лимиты на строительство в сумме 240,4 млн. руб. Губернатором области поставлена задача построить до конца текущего года 15 детских садов (в том числе завершить строительство 6-ти из 7-ми начатых объектов). Для этого с апреля текущего года помимо уже строящихся детских садов будет начато строительство еще не менее 9 детских садов эконом-класса по 80 мест.

Проблема общедоступности дошкольного образования должна решаться не только за счет приращения новыми учреждениями, но и путем использования внутренних резервов, в том числе развития различных форм дошкольного образования, более гибкой системы режимов пребывания детей в ДОУ.

Одновременно с дошкольными учреждениями полного дня следует активно внедрять группы кратковременного пребывания, в том числе совместного – ребенка и родителя, использовать свободные площади школ, учреждений дополнительного образования, создавать центры «игровой поддержки», способствовать открытию негосударственных дошкольных учреждений, организации автономных учреждений, особенно нужно активизировать работу по открытию в муниципальных образованиях семейных детских садов и дошкольных групп семейного типа.

2.4. Оформление прав на имущество и земельные участки.

Развитие и оптимизация инфраструктуры образовательного комплекса невозможны в полной мере без юридически оформленных прав на недвижимое имущество и земельные участки образовательных учреждений.

Губернатором области перед главами муниципальных образований поставлена задача – завершить оформление этих прав. Однако по итогам 2011 года эта задача не выполнена, хотя прогресс в сравнении с 2009-2010 годами есть, - 97% муниципальных образовательных учреждений осуществили государственную регистрацию своих прав на здания (сооружения) и 93% - на земельные участки. Завершению процедуры регистрации препятствуют наложение границ земельных участков, необходимость передачи объектов из иной формы собственности, отсутствие первичных правоустанавливающих документов и нехватка финансовых средств на подготовку технической документации на объекты недвижимого имущества.

Среди городских округов и муниципальных районов в 30-ти все образовательные учреждения оформили права на здания (сооружения) и в стольких же – на земельные участки. При этом 25 муниципальных образований полностью завершили регистрацию прав как на здания (сооружения), так и на земельные участки.

В ряде муниципальных образований эта работа находится на низком уровне (Зимовниковский, Милютинский, Мясниковский, Обливский, Чертковский районы).

Органам местного самоуправления необходимо в 2012 году полностью завершить государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и земельные участки, закрепленные за муниципальными образовательными учреждениями.

3. ИНСТИТУТЫ

3.1. Программно-целевой метод планирования

 Один из главных вопросов в государственном управлении – эффективная работа институтов. И, прежде всего, института власти. Важную роль в решении этой задачи играет переход на программно-целевой метод планирования.

В настоящее время отрасль финансируется из областного бюджета в соответствии с Областной долгосрочной целевой программой «Развитие образования в Ростовской области на 2010-2015 годы». Программа включает в себя мероприятия по реализации всех основополагающих федеральных, окружных и областных документов, направленных на развитие сферы образования: концепций социально-экономического развития страны, Южного округа и области, посланий Президента России Федеральному Собранию, приоритетного национального проекта «Образование», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», комплексной модернизации общего образования и другие.

 Структуру областной долгосрочной целевой программы определяют 8 стратегических целей (на слайдах), 29 тактических задач, 114 показателей эффективности (в т.ч. 111 –количественных).

Аналогичные подходы реализованы и в плане работы министерства, который вы получили в раздаточном материале. В нем установлены цели, задачи для достижения целей, необходимые для решения задач мероприятия и количественные показатели, характеризующие достижение установленных целей.

Рекомендую планы работы муниципальных органов также строить по аналогичной схеме – с использованием программно-целевого метода планирования.

4. ИНВЕСТИЦИИ

4.1.Расходы бюджета на образование

Расходы на развитие регионального образовательного комплекса постоянно возрастают. За 5 лет они увеличились более чем в 2 раза - в 2011 году расходы консолидированного бюджета составили 35,9 млрд. рублей, в том числе бюджет минобразования области – 18,7 млрд. рублей.

 В 2011 году удалось привлечь значительные средства федерального бюджета – 1 224,9 млн. рублей, что почти в 2 раза больше, чем в 2010 году.

4.2. Капитальный ремонт и строительство МОУ

Одно из главных направлений инвестиций в отрасль «Образование» - капитальный ремонт, строительство, реконструкция и газификация муниципальных образовательных учреждений.

В 2011 году на эти цели (с учетом разработки проектно-сметной документации) направлено свыше 1,1 млрд. рублей, в т.ч. 25,1 млн. рублей федерального бюджета и 101,5 млн. рублей за счет резервного фонда Правительства области.

 Эти вложения позволили в 2011 году:

- провести капитальный ремонт 17 детских садов и 30 общеобразовательных учреждений;

- организовать разработку ПСД для 8-ми муниципальных образовательных учреждений;

- завершить строительство детских садов в г. Батайске на 280 мест и г. Сальске на 140 мест, средней общеобразовательной школы на 22 класса в г. Зернограде;

- начать строительство 7-ми детских садов суммарной вместимостью 1300 мест, а также реконструкцию школы в с. Пешково Азовского района;

- осуществить газификацию 3 детских садов и 6 общеобразовательных учреждений.

Вместе с тем, допущено неосвоение средств областного бюджета – особенно значительное при капитальном ремонте Верхнемакеевской СОШ Кашарского района (освоено 21,4% средств) и средней школы № 2 г. Новочеркасска (28,2 %).

Главная причина – ненадлежащий контроль за ходом выполнения ремонтных работ.

В 2012 году главам муниципальных образований необходимо обеспечить своевременное и целевое освоение средств, в том числе Фонда софинансирования расходов областного бюджета, выделенных на проведение капитального ремонта муниципальных образовательных учреждений, а также осуществлять постоянный контроль качества проводимых работ.

4.3. Обеспечение противопожарной безопасности МОУ

 За последние четыре года сделан огромный рывок вперед по пожарной безопасности. Сегодня все школы области имеют автоматическую пожарную сигнализацию, что есть далеко не во всех субъектах РФ.

В 2011 году на поддержание и улучшение пожарной безопасности муниципальных объектов образования из областного бюджета выделено 49,7 млн. рублей.

Практически все общеобразовательные учреждения, детские сады и учреждения дополнительного образования оборудованы системами оповещения людей о пожаре, обеспечены первичными средствами пожаротушения в полном объеме.

Следующее приоритетное направление - вывод сигнала на пульт «01», в 2010 году таких школ было 35%, к концу 2011 года их стало уже 79%.

Задача на 2012 год - к 1 сентября довести этот показатель до 100%.

4.4. Создание универсальной безбарьерной среды

Федеральной программой «Доступная среда на 2011-2015 годы» предусматривается проведение мероприятий по формированию сети базовых образовательных учреждений, обеспечивающих совместное обучение детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития.

В 2011 году Ростовская область в числе первых 36 субъектов Российской Федерации приняла участие в реализации Программы.

На приобретение специального оборудования для детей-инвалидов с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата было выделено 12,8 млн. руб. из федерального бюджета и 9,2 млн. руб. из бюджета области – на проведение работ по архитектурной доступности школьных зданий.

На средства областного бюджета проведены работы по созданию универсальной безбарьерной среды в 10 общеобразовательных учреждениях городов Азова, Батайска, Донецка, Ростова-на-Дону, Таганрога и Шахты, а также Неклиновского и Каменского районов.

В 2012 году на мероприятия по обеспечению архитектурной доступности 10-ти образовательных учреждений выделено по 13,4 млн. руб. из федерального и областного бюджетов.

До 2015 года доля общеобразовательных учреждений, в которых будет создана универсальная безбарьерная среда, должна составить 20%.

4.5. Социальная поддержка детей-сирот

 Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по-прежнему является одним из важных направлений бюджетных расходов, размер которых постоянно увеличивается.

В 2011 году из областного и федерального бюджетов на указанные цели выделено 781,3 млн. рублей для 772 граждан и членов их семей.

В полном объеме обеспечили жилыми помещениями детей-сирот 17 муниципалитетов. В то же время в городах Ростове-на-Дону, Батайске и Новочеркасске, не освоили выделенные денежные средства и не приобрели жилье для 105 сирот. Всего до настоящего времени не приобретено жилье для 141 человека. Основной причиной является отсутствие заявок на участие в муниципальных электронных аукционах.

В 2012 году право на обеспечение жильем возникнет у 904 человек. Вместе с тем, на эти цели в областном бюджете предусмотрено 269,2 млн. рублей, что позволит обеспечить жильем лишь 269 граждан указанной категории. Подобная ситуация сложилась в связи с тем, что за 2010-2011 годы благодаря ежегодному мониторингу, проводимому министерством, количество граждан, поставленных на жилищный учет, увеличилось в 2 раза.

В целях получения дополнительных денежных средств для обеспечения жильем всех нуждающихся подготовлены предложения в Минфин России и Правительство Ростовской области.

Развитие семейного устройства детей-сирот. В 2011 году увеличен размер ежемесячного денежного содержания детей, находящихся под опекой и в приемных семьях (с 6847 до 7258 рублей), дважды увеличен размер денежного вознаграждение приемным родителям (в итоге - с 4945 до 5683 рублей).

Принятые меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволили увеличить за последние 5 лет число приемных семей почти в 4,5 раза (на 01.01.2012 в области функционирует 224 приемных семьи, в которых воспитывается642 ребенка).

 Однако далеко не во всех муниципальных образованиях эта работа ведется на должном уровне.Как видно на слайде, наряду с лидерами (г. Ростов-на-Дону, Кашарский и Октябрьский районы), в трех муниципальных образованиях не создано ни одной приемной семьи (Песчанокопский, Советский районы, г. Каменск-Шахтинский).

 В целях профилактики возвратов детей из принимающих семей подготовку кандидатов к принятию ребенка осуществляют 40 школ приемных родителей. В 2011 году подготовку прошли 918 граждан, что способствовало снижению количества возвратов до минимального значения за последние годы (2,6% детей).

В 2012 году полномочия по подготовке граждан к принятию ребенка в семью будут переданы еще 5 организациям, что позволит обучить около 1300 кандидатов в усыновители, опекуны, приемные родители.

5. ИННОВАЦИИ

5.1. Реализация проекта модернизации общего образования

 В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина реализуется федеральный проект по модернизации региональных систем общего образования.

С учетом областного софинансирования, на модернизацию донского общего образования в 2011 году направлена беспрецедентная сумма - более 774 млн. рублей. Таких средств из федерального бюджета общее образование области не получало никогда.

В рамках проекта модернизации повысили свою квалификацию 10,1 тыс. учителей и руководителей общеобразовательных учреждений по тематике новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и 1,5 тыс. педагогов - по информационно-коммуникационным технологиям, обеспечивался широкополосный выход в сеть интернет всем школам области.

Кроме того, приобретено:

более 7 тыс. единиц компьютерной техники для сельских общеобразовательных учреждений;

208 школьных автобусов;

160 комплектов современного оборудования для кабинета начальных классов.

 Один из главных результатов реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования - повышение заработной платы учителей до уровня не ниже заработной платы в экономике Ростовской области за 1 квартал 2011 года. На 1 декабря прошедшего года среднемесячная заработная плата учителей составила 16,7 тыс. рублей, что значительно превышает уровень заработной платы по экономике в Ростовской области за I квартал 2011 года (14,9 тыс. рублей).

 В 2012 – 2013 годах в рамках проекта предусмотрена работа по:

закупке компьютерного оборудования, оборудования для школьных столовых, спортивных залов и спортивных площадок;

организации дистанционного обучения в общеобразовательных учреждениях;

повышению квалификации педагогических кадров;

развитию здоровьесберегающих технологий;

оснащению школ учебным оборудованием;

капитальному ремонту общеобразовательных учреждений;

проведению мероприятий, направленных на энергосбережение в системе общего образования;

повышению заработной платы учителей.

5.2. Внедрение федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения

С 1 сентября 2008 года Ростовская область в составе 14 субъектов РФ приняла участие в апробации федеральных государственных стандартов начального общего образования (далее – стандарт). На базе Ростовского ИПК и ППРО сформирован Региональный центр по апробации стандарта.

С 1 сентября 2011 года стандарт введен в 100% общеобразовательных учреждений области. Для обеспечения его внедрения в прошедшем году:

в рамках проекта модернизации общего образования области, как уже говорилось, закуплено оборудование для начальных классов 160 базовых школ (29% от их количества);

направлено 127,2 млн. рублей субвенции из областного бюджета на организацию внеурочной деятельности;

профинансировано из областного бюджета повышение квалификации 6,1 тыс. педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений в размере 53,2 млн. рублей.

Всего за годы внедрения стандарта курсы повышения квалификации прошли почти 12 тыс. учителей и руководителей общеобразовательных учреждений области.

 В 2012-2013 учебном году продолжится внедрение федерального стандарта начального общего образования и планируется введение в апробационном режиме стандарта основного общего образования в 5,3% общеобразовательных учреждений области, для этого планируется обучить 8,3 тыс. педагогических и управленческих работников.

5.3. Информатизация школьного образования

 В школах области насчитывается 35 тыс. современных компьютеров, используемых в учебном процессе, более 8 тыс. комплектов мультимедийного оборудования, около 3,5 тыс. интерактивных досок.

Приоритетная задача на ближайшие годы – обновление школьного компьютерного парка. В Областной долгосрочной целевой программе «Развитие и использование информационных и телекоммуникационных технологий в Ростовской области на 2010-2014 годы» на закупку современного компьютерного оборудования для муниципальных общеобразовательных учреждений выделено 510,2 млн. рублей (планируется приобрести 18 тыс. единиц техники, что позволит обновить около двух третей школьных компьютеров). В 2011 году приобретено около 7 тыс. единиц современной компьютерной техники для сельских школ, в результате чего нагрузка на 1 компьютер в среднем по области снизилась до 10 чел. В 2012 году замена устаревших компьютеров будет проведена для городских школ.

 До 58% увеличилась доля школ, имеющих компьютерные классы, в составе не менее 11 компьютеров, работающих в единой локальной вычислительной сети и имеющих широкополосный доступ к сети Интернет.

В настоящее время 90% школ имеют собственные сайты (при этом в Милютинском и Чертковском районах - в 8-9 раз меньше среднеобластного значения, в Орловском районе – в 2 раза меньше), 82% учителей используют активно информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе, 20% школ используют электронные дневники и журналы наряду с традиционными.

За 2011 год около 4 тыс. педагогических работников школ области прошли повышение квалификации и переподготовку в сфере использования информационно-коммуникационных технологий.

Необходимо продолжить работу по расширению использования электронных ресурсов, в том числе Интернета, в учебном процессе, введению электронных дневников обучающихся.

5.4. Здоровьесбережение

С целью здоровьесбережения, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в образовательных учреждениях области:

реализуются 624 дополнительных образовательных программы профилактической направленности с общим охватом более 79,2% обучающихся;

внедрен проект «Паспорт здоровья школьника», в рамках которого итоги ежегодной диспансеризации используются для рекомендаций по укреплению здоровья школьников;

80% учащихся получают горячее питание, 100% учащихся начальных классов (более 130 тыс. чел.) получают бесплатное дополнительное молочное питание в рамках мероприятий «Донское школьное молоко»;

70% от общей численности детей и подростков охвачено всеми видами отдыха и оздоровления (направлено из бюджета всех уровней более 1,2 млрд. рублей);

организовано медицинское обслуживание школьников, как на базе медицинских кабинетов, так и в соответствии с договорами, заключенными с медицинскими учреждениями, при этом 90% кабинетов в школах полностью укомплектованы медицинским оборудованием и медикаментами, но лишь 52,5% из них соответствуют санитарным нормам и требованиям, свидетельством чего является лицензия на медицинскую деятельность.

Поэтому одна из главных задач органов местного самоуправления в данном направлении на 2012 год – активизировать процесс приведения медицинских кабинетов в соответствие с лицензионными требованиями.

5.5. Профилактика социально негативных явлений среди обучающихся и воспитанников

Основная нагрузка по своевременному выявлению проблем и предпосылок, способствующих распространению наркомании и суицидов среди обучающихся, лежит на плечах школьных психологов и социальных педагогов.

 В настоящее время в общеобразовательных учреждениях области работают 1343 педагога-психолога и 258 социальных педагогов. Однако в ряде территорий социальные педагоги в школах полностью отсутствуют. Это г. Гуково, Заветинский, Каменский, Мартыновский, Семикаракорский и Целинский район. В 2011 году сокращено число социальных педагогов в Аксайском и Тарасовском районах. В Родионово-Несветайском и Верхнедонском районе только в 6% общеобразовательных учреждений работают педагоги-психологи.

Сегодня в областном банке данных состоит 1428 несовершеннолетних, склонных к потреблению психоактивных веществ. При этом в Дубовском, Заветинском, Кагальницком, Каменском, Кашарском, Мясниковском, Ремонтненском, Родионово-Несветайском, Советском и Цимлянском районах не выявлено ни одного такого несовершеннолетнего. Это говорит о полном отсутствии работы по раннему выявлению детей «группы риска». Причем, в Белокалитвинском районе 46 несовершеннолетних состоят на учете в правоохранительных органах, а в образовательных учреждениях они не выявлены, отсюда напрашивается вывод, что никакой индивидуальной профилактической работы с ними не проводится.

Есть и положительные примеры. Министерство считает необходимым ознакомить вас с опытом работы г. Каменска-Шахтинского в данном направлении. Сегодня вы услышите выступление руководителя городского отдела образования Валентины Михайловны Гугуевой. Прошу взять на заметку лучшие наработки ваших коллег.

В соответствии с решением антинаркотической комиссии Ростовской области и Постановлением Администрации области минобразованием области организована работа по подготовке и проведению тестирования обучающихся на предмет употребления ими наркотиков. В 2011 году экспресс-тестирование прошли около 87% обучающихся государственных образовательных учреждений Ростовской области начального и среднего профессионального образования.

Осенью 2012 года тестирование будет предложено более 34 тыс. обучающихся 9-х классов общеобразовательных школ и школ-интернатов. Предстоит серьезная работа по получению письменного согласия на тестирование, которое необходимо получить не только у самих обучающихся, но и у их родителей (по действующему законодательству – при возрасте обучающегося до 15 лет).

С этой целью минобразованием области планируется проведение выездных родительских собраний, межведомственной видеоконференции, телемарафона, семинаров-совещаний для специалистов, задействованных в подготовке проведения тестирования.

Ближайшие задачи муниципалитетов:

- разработать и утвердить план по организации тестирования;

- активизировать просветительскую деятельность среди обучающихся и родителей;

- организовать информационно-пропагандистскую кампанию с использованием ресурсов местных средств массовой информации, общественных организаций, родительских собраний, сходов граждан с целью информирования каждого родителя о целях и задачах тестирования.

В помощь организаторам тестирования в апреле т.г. будут направлены соответствующие рекомендации министерства.

5.6. Дистанционное и инклюзивное образование детей-инвалидов

 В области на базе областной санаторной школы-интерната № 28 г. Ростова-на-Дону создано структурное подразделение – Центр дистанционного обучения детей-инвалидов. На сегодняшний день 409 детей-инвалидов получают полноценное общее образование в дистанционной форме с помощью современных технологий в режиме on-line через Интернет. Создано 360 рабочих мест учителей, обучено 329 педагогов и 355 родителей.

Всего на эти цели в 2009-2011 годах направлено 236,6 млн. руб., в т.ч. 138,1 млн. руб. – из федерального бюджета, 98,5 млн. руб. – из областного бюджета.

 Охват муниципальных образований к концу 2011 года увеличился до 85%. Эту работу планируется завершить в 2012 году - дополнительно к имеющимся, обеспечить 150 рабочих мест для дистанционного образования детей-инвалидов и 200 рабочих мест для педагогов.

Таким образом, в результате реализации мероприятия к концу 2012 года дистанционной формой обучения на дому в каждом муниципальном образовании должно быть охвачено не менее 90% детей-инвалидов, не имеющих медицинских противопоказаний к указанной форме обучения. В то же время Заветинский, Боковский, и Миллеровский районы пока совершенно не участвуют в данной работе.

Интегрированное и инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в массовой школе осуществляется в настоящее время в 67-ми общеобразовательных учреждениях, которые лицензировали деятельность по программам специального (коррекционного) образования.

В целяхразвития форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в области создан и функционирует Центр сопровождения инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья – структурное подразделение специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната II вида № 48 г. Ростова-на-Дону.

Ежегодно в центре получают сопровождение до 25 детей. В 2011 году учреждение работает уже как экспериментальная площадка Федерального института развития образования.

Задача органов местного самоуправления в данном направлении - расширение инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, для чего необходимо организовать тесное взаимодействие с Центром сопровождения и лицензирование деятельности общеобразовательных школ по программам специального (коррекционного) образования.

6. ИНИЦИАТИВЫ

6.1. Программа развития сети ДОУ в 2012-2015 г.г.

 По поручению Губернатора области подготовлены мероприятия по существенному увеличению детских мест в дошкольных учреждениях. Цель – за 2-3 года полностью решить проблему нехватки мест для детей предшкольного возраста и минимизировать очередь детей в возрасте 2-3 лет.

В рамках реализации данного поручения минобразованием области проведен анализ потребности в ДОУ в разрезе каждого городского округа и сельского поселения, на основании которого определены 100 объектов строительства новых ДОУ. На заседании Правительства Ростовской области 16 ноября прошлого года рассмотрен вопрос о мерах по развитию сети дошкольных образовательных учреждений в области. В соответствии с принятым решением в период 2012 – 2015 годов в области планируется строительство 100 детских садов (I этап строительства - 15 ДОУ в 2012 году).

6.2. Дистанционное образование одаренных детей, поддержка одаренных детей и молодежи

Важно помнить, что таланты живут не только в больших городах, но и в самых отдаленных территориях нашего региона. Поэтому на базе областных учреждений дополнительного образования функционируют очно-заочные школы, в которых ежегодно организовано профильное обучение более 900 одаренных учащихся из всей области.

 Кроме того, в 2011 году начата работа по созданию регионального организационно-методического центра дистанционного обучения одаренных детей, что позволит создать условия для талантливых ребят из самых отдаленных городов и районов области для общения с лучшими педагогами ведущих вузов области с использованием Интернет - технологий. Из областного бюджета в 2011 году выделено 3,7 млн. руб., в том числе на закупку компьютерного оборудования - 2,7 млн. рублей, в 2012 году на развитие центра выделено 6,1 млн. рублей.

Дистанционное обучение первых 100 юных талантов началось в феврале текущего года. К концу 2012 года планируется увеличить количество дистанционно обучающихся одаренных детей до 1 тыс. человек.

 В областном бюджете 2011 года на различные мероприятия в рамках финансирования поддержки одаренных детей и талантливой молодежи было выделено 7,6 млн. рублей (в 2 раза больше, чем в 2010 году). 25 одаренных учащихся области ежегодно получают премии Губернатора области. С 2011 года размер премии увеличился более чем в 3 раза – до 10 тыс. рублей.

 Результат системной работы с одаренными детьми - в 2011 году в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников приняли участие около 3 тысяч человек, из них 550 стали победителями и призерами, 64 человека были вызваны на заключительный этап всероссийской олимпиады школьников, 15 из них стали победителями и призерами, в том числе 1 – по двум предметам.

Ростовская область – в десятке лидеров среди субъектов РФ по количеству представителей талантливой молодежи, получивших премии в рамках приоритетного национального проекта «Образование». За шесть лет премии получили 742 человека.

В свете провозглашенного курса на модернизацию экономики нашей страны одна из главных задач - поддержка и развитие инновационного потенциала детского технического творчества.

На сегодняшний день в области 23 учреждения дополнительного образования детей технической направленности, в которых занимаются свыше 22 тысяч детей по 36-ти направлениям. Ростовская область пять лет подряд занимает первое место в России по количеству лауреатов приоритетного национального проекта «Образование» в номинации «Научно-техническое творчество». Наибольшее количество лауреатов подготовили центры и станции юных техников городов Таганрога, Шахты, Волгодонска и Азова.

Чтобы сохранить свое лидерство Губернатором области поставлена задача всем главам муниципальных образований - создать учреждения дополнительного образования детей технической направленности.

В 2011 году в области функционировала разветвленная региональная сеть учреждений дополнительного образования детей: 364 учреждения (в том числе в системе образования - 208), в которых занимаются более 288 тыс. детей. Охват детей услугами дополнительного образования по области составляет более 65 процентов по 70 направлениям детского творчества и 53 видам спорта.

Несмотря на сохранение процента охвата обучающихся учреждениями дополнительного образования детей появилась тревожная тенденция к сокращению их числа, а также к уменьшению количества детей, посещающих эти учреждения. Количество обучающихся в учреждениях дополнительного образования в целом по области сократилось на 18,5 тыс. человек.

Охват детей услугами дополнительного образования в муниципальных образованиях области значительно разнится, он на протяжении ряда лет недопустимо мал - меньше 30% - в Волгодонском, Милютинском, и, особенно, в Морозовском и Октябрьском (с) районах, в то время как в Боковском, Верхнедонском, Куйбышевском районах и городе Волгодонске охват - свыше 95%. Резко увеличился за прошедший год охват в Песчанокопском районе (с 32% до 54%) и в Целинском районе (с 54% до 71%).

Особое внимание необходимо уделить снижению на 4% охвата школьников услугами дополнительного образования в рамках внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях (кружковая работа).

Отсюда основная задача муниципалитетов – существенно увеличить число детей, занимающихся в кружках на базе общеобразовательных учреждениях, а также в учреждениях дополнительного образования детей. Необходимо не сокращать число кружков в школах, а принять меры по лицензированию кружковой работы в общеобразовательных учреждениях, это требование Рособрнадзора.

6.3. Усиление поддержки лучших педагогов

 В 2011 году существенно усилилась материальная поддержка лучших представителей педагогического корпуса области: с 30 до 280 тыс. руб. увеличился размер премии победителю конкурса «Учитель года Дона», с 20 до 100 тыс. рублей – лауреатам, а также введены 3 новых премии по 75 тыс. руб. победителям номинаций этого конкурса.

Кроме того, введены новые премии: 100 тыс. руб. – премия учителю, подготовившему победителя международных олимпиад; 5 премий по 50 тыс. руб. – подготовившим победителей всероссийской олимпиады школьников.

В 2012 году общее число премий Губернатора области лучшим педагогам ещё более возросло - до 199, т.е. увеличилось в 2,5 раза.

7. Рейтинг муниципальных образований по приоритетным направлениям развития образования

По итогам функционирования образовательного комплекса области в 2011 году министерством сформирован рейтинг муниципальных образований.

Среди 43 муниципальных районов лидирующие позиции в сводном рейтинге занимают Сальский, Пролетарский и Песчанокопский, нижние строчки рейтинга – Советский, Волгодонской и Обливский.

Как вы можете видеть на слайде Пролетарский и Сальский районы – уже традиционные лидеры, особенно Пролетарский, - он был в первой тройке по итогам прошлых двух лет. Приятно поздравить и моих земляков – Песчанокопский район сделал существенный рывок с 16-го места по итогам 2010 года – на третье место по итогам прошлого года.

Список отстающих по сравнению с рейтингом за 2010 год практически не изменился.

Среди 12 городских округов лучшими по рейтингу министерство посчитало возможным отметить не тройку, а четверку лидеров, т.к. два города – Ростов и Таганрог набрали наивысшую, но одинаковую сумму баллов. Им присуждено первое место, на втором - Каменск и на третьем месте - Батайск. Впечатляет резкое улучшение показателя у Каменска, который по итогам 2010 года занимал невысокое 9-е место, а сейчас лишь немного уступил первому месту.

Последние места в рейтинге занимают гг. Зверево, Донецк и Гуково. Здесь следует отметить резкое ухудшение позиций г. Донецка, который традиционно занимал высокие места (по итогам 2010 года - четвертое, а в 2009 году – пятое место).

8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение следует остановиться на задачах, которые нам предстоит решить в текущем году.

Анализ проделанной в 2011 году работы позволил сформировать цели и задачи на 2012 год и разработать комплекс мер по их реализации. Основные цели на 2012 год сформулированы с учетом Указов Президента Российской Федерации № 825 и № 607, его Послания Федеральному Собранию, Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», федерального проекта по модернизации региональных систем общего образования.

Ключевые направления развития образования нашли отражение в стратегических целях и тактических задачах, мероприятиях и показателях оценки эффективности, сформулированных в Областной долгосрочной целевой программе «Развитие образования в Ростовской области на 2010-2015 годы» и в плане работы министерства на 2012 год.

 Аналогичные по структуре и логике планы должны быть утверждены и в муниципальных образованиях. При этом следует ориентироваться на следующие основные задачи и показатели, которые необходимо достигнуть в 2012 году, относящиеся к муниципальной сфере:

обеспечить удовлетворенность потребности в услугах дошкольного образования на уровне не менее 78,5%;

ввести дополнительно дошкольных мест – 4,3 тыс.;

обеспечить государственную регистрацию прав на здания и земельные участки 100% муниципальных образовательных учреждений;

обеспечить создание 50 новых приемных семей; передачу в приемные семьи 125 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на усыновление в семьи граждан РФ, - до 300 человек;

увеличить количество специалистов, реализующих программы профилактики наркомании в образовательных учреждениях, до 2110;

 увеличить охват школьников горячим питанием до 84%;

довести долю учителей общеобразовательных учреждений, имеющих стаж педагогической работы менее 5 лет, до 8,2%

увеличить охват детей услугами дополнительного образования до 66%;

увеличить долю муниципальных общеобразовательных учреждений, оборудованных радиосигналом АПС на центральный пульт, до 98%.

Кто-то из вас, уважаемые коллеги, уже достиг этих показателей, некоторые – даже превзошли. Однако это не повод успокаиваться. Эти и другие показатели должны стать ориентирами при принятии муниципальных долгосрочных целевых программ развития образования.

Для этого в нашей области есть все предпосылки: талантливые инициативные педагоги, умелые управленцы, развитая инфраструктура и одно из главных условий – всемерная поддержка развития отрасли со стороны руководства области, лично Губернатора Василия Юрьевича Голубева и заместителя Губернатора Игоря Александровича Гуськова.

Пользуясь случаем, позвольте от вашего имени поблагодарить присутствующего на нашем заседании Игоря Александровича за внимание к вопросам образования, неизменную поддержку отрасли и людей, работающих в образовании.

 Благодарю за внимание.