Вернуться к обычному виду









Интервью, доклады, выступления министра и других официальных лиц

25.03.2012

Доклад министра общего и профессионального образования Ростовской области

на расширенном заседании коллегии минобразования области

«Основные результаты деятельности

подведомственных областных образовательных учреждений

в 2011 году и задачи на 2012 год»

Уважаемый Игорь Александрович, уважаемые коллеги!

Уже в третий раз мы проводим коллегию по итогам прошедшего года и задачам на текущий год отдельно от муниципальной сферы образования. Цель, как и в прошлые годы, – более подробно и углубленно рассмотреть вопросы, относящиеся к деятельности подведомственных учреждений. Вместе с тем система областных учреждений - это неотъемлемая часть всей региональной отрасли «Образование». Её развитие, а также образовательная политика министерства базируется на концепции, сформулированной нашим Губернатором Василием Юрьевичем Голубевым перед органами власти всех уровней, – это концепция пяти «И»: инфраструктура, институты, инвестиции, инновации и инициативы.

Инфраструктура. Образовательный комплекс области – самая крупная социальная отрасль региона, в её составе около 3 тыс. образовательных учреждений, в которых обучаются и воспитываются свыше 970 тыс. детей и молодых людей, а работают – около 120 тыс. человек.

В области разветвленная система учреждений государственной поддержки детства, в которой представлены практически все виды и типы этих учреждений.

Наш регион – крупнейший центр профессионального образования на Юге России, свыше 235 тыс. человек обучаются в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования области, при этом три четверти обучающихся – студенты донских вузов.

С начала 2012 года в ведение области переданы 24 федеральных образовательных учреждения СПО, которым предстоит задача включиться в правовое и финансовое поле сложившейся системы областных образовательных учреждений, имея цель - выпуск востребованных донской экономикой специалистов.

 Институты. Важную роль в повышении эффективности работы институтов власти играет переход на программно-целевой метод планирования. В настоящее время отрасль финансируется из областного бюджета в соответствии с Областной долгосрочной целевой программой «Развитие образования в Ростовской области на 2010-2015 годы», структуру которой определяют:

 8 стратегических целей, 29 тактических задач, 114 показателей эффективности (в т.ч. 111 –количественных).

Мероприятия по достижению этих целей и задач определены годовым планом работы министерства, который вы сегодня получили в раздаточном материале.

 Инвестиции. Расходы на развитие регионального образовательного комплекса постоянно возрастают. С 2006 года они увеличились более чем в 2 раза - в 2011 году расходы консолидированного бюджета составили 35,9 млрд. рублей, в том числе бюджет минобразования области – 18,7 млрд. рублей.

 В 2011 году удалось привлечь значительные средства федерального бюджета – 1 224,9 млн. рублей, что почти в 2 раза больше, чем в 2010 году.

 Анализ исполнения бюджета в части финансирования подведомственных учреждений за 2011 год показывает стабильность достигнутого еще в 2009 году показателя – освоение средств выше 95 %.

Несомненно, главную роль в этом играет использование современных информационных технологий, позволяющих оперативно решать вопросы планирования, финансирования и контроля.

Как видно на слайде, наилучшие результаты по освоению средств – у детских домов и учреждений дополнительного образования детей.

 В прошедшем году на модернизацию материальной базы муниципальных и государственных образовательных учреждений (капремонт, строительство, приобретение оборудования, противопожарные мероприятия и т.п.) из областного бюджета направлено 1,4 млрд. рублей инвестиций. Эти средства позволили осуществить комплексный капитальный ремонт 47 образовательных учреждений, закончить строительство новой школы в г. Зернограде, провести реконструкцию и газификацию учреждений образования.

 Всего за период 2009-2011 г.г. на капитальный ремонт, строительство и реконструкцию подведомственных областных учреждений было выделено из областного бюджета (без учета ПСД) 567,3 млн. рублей.

В 2011 году выделено на капитальный ремонт 11-ти областных образовательных учреждений 163,7 млн. рублей; на разработку проектно-сметной документации – 4,4 млн. рублей, на реконструкцию котельной с переводом на газ – 1,1 млн. рублей.

В то же время на двух объектах (специальной школе-интернате 1-го вида г. Каменска-Шахтинского и санаторной школе-интернате № 74 г. Ростова-на-Дону) подрядчик допустил срыв графика производства работ, что привело к значительному неосвоению средств.

В 2012 году на капитальный ремонт 8-ми областных образовательных учреждений из областного бюджета выделено 144,9 млн. рублей, в том числе на переходящие объекты – 23,2 млн. рублей и вновь начинаемые в 2011 году – 121,7 млн. рублей, на разработку проектно-сметной документации 4-х объектов - 7,0 млн. рублей. Задача текущего года – освоить выделенные средства в срок и в полном объеме.

 Инвестиции в комплексную безопасность областных образовательных учреждений – один из приоритетов в деятельности министерства и Правительства Ростовской области. На протяжении последних лет постоянные усилия и устойчивое финансирование позволили решить многие проблемы. Главный результат - все подведомственные учреждения оснащены автоматической пожарной сигнализацией, системами видеонаблюдения, 98%из нихоснащены оборудованием вывода сигнала на пульт «01» пожарных частей, кнопками экстренной тревожной сигнализации оборудовано 88% учреждений, 80%имеют ограждение территории.

На продолжение этих работ в 2012 году предусмотрено более 43 млн. рублей.

 Тесным образом с развитием материально-технической базы подведомственных образовательных учреждений связаны вопросы оформления прав на имущество и земельные участки.

За последние несколько лет благодаря совместным и планомерным действиям министерства и руководителей подведомственных учреждений серьезные сдвиги произошли в оформлении прав на имущество и земельные участки. В 2010 году все подведомственные учреждения оформили в установленном порядке права оперативного управления на здания и сооружения, а также постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки.

В 2010 году учреждения приступили к решению новой задачи - регистрации прав собственности Ростовской области на недвижимое имущество и добились неплохих результатов, но полностью проблема еще не решена. По итогам 2011 года 93,4% подведомственных государственных образовательных учреждений осуществили государственную регистрацию своих прав на здания (сооружения) и 95,6% - на земельные участки.

Задача на 2012 год - полностью завершить государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, закрепленное за подведомственными государственными образовательными учреждениями.

 Иная картина по переданным в ведение области учреждениям среднего профессионального образования. Как видно на слайде, далеко не все из них оформили права оперативного управления на здания и сооружения и, особенно, права пользования на земельные участки. А к регистрации прав собственности Ростовской области на недвижимое имущество ещё не приступали.

Поэтому для этих учреждений первоочередная задача – догнать остальные подведомственные учреждения по показателям регистрации прав на здания и земельные участки .

 Инновации. Ростовская область активно включилась в реализацию комплексной модернизации региональной системы образования. С учетом областного софинансирования, на модернизацию донского общего образования в 2011 году направлена беспрецедентная сумма - более 774 млн. рублей.

Активно участвуют во внедрении новых образовательных стандартов общего образования наши областные общеобразовательные школы-интернаты.

С 01.09.2011 во всех подведомственных учреждениях профессионального образования введены в действие федеральные государственные образовательные стандарты начального и среднего профессионального образования нового поколения, разработанные на основе компетентностного подхода.

 Ростовская область – одна из лидеров в дистанционном обучении детей-инвалидов среди субъектов Федерации. На базе санаторной школы-интерната № 28 г. Ростова-на-Дону создан центр дистанционного образования детей-инвалидов. В 2011 году в этом центре созданы условия еще для 200 детей-инвалидов (всего – 409 мест), охват территорий к концу года увеличился с 62% до 85%. Эту работу планируется завершить в 2012 году - охватить дистанционным образованием всех нуждающихся - около 600 детей-инвалидов.

 Одним из важных инновационных направлений является интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в массовой школе. Здесь главную роль играют специальные (коррекционные) образовательные учреждения. 87% этих учреждений заключили договоры с общеобразовательными учреждениям на оказание услуг по организации интегрированного и инклюзивного обучения данной категории детей.

На базе специальной (коррекционной) школы-интерната II вида № 48 г. Ростова-на-Дону работает Ресурсный центр по сопровождению инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время Ресурсный центр принимает на сопровождение детей с особыми образовательными потребностями, которые как уже обучаются в общеобразовательном учреждении, так и только готовятся к включению в массовую школу. Ежегодно в центре получают сопровождение до 25 детей.

С 2011 года учреждение работает как экспериментальная площадка Федерального института развития образования.

 Развиваются 14 Региональных отраслевых ресурсных центров подготовки рабочих и специалистов высокой квалификации, созданных на базе образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования: совершенствуется их материально-техническая база, продолжает расширяться спектр и объём предоставляемых услуг, проводится стажировка педагогических работников, создаются условия для получения студентами рабочих профессий.

Минобразованием области совместно с Союзом работодателей Ростовской области, учреждениями профессионального образования и предприятиями – заказчиками кадров ведется работа, направленная на развитие государственно - частного партнерства. Так, на базе государственных образовательных учреждений профессионального образования создаются Центры оценки и сертификации квалификаций. Кроме того, начат процесс формирования научно-образовательных и учебно-производственных кластеров. Один из таких кластеров создан Донским государственным техническим университетом и профессиональным лицеем № 71.

Подготовка рабочих кадров и специалистов в учреждениях начального и среднего профессионального образования с 2010 года осуществляется на основе государственного задания. В 2011 году государственное задание было сформировано на основе утвержденной методики, в соответствии с которой определялись контрольные цифры приема, оптимизировалась профессионально-квалификационная структура подготовки кадров, осуществлялось финансирование.

Инициативы. В рамках реализации инициатив федерального центра по совершенствованию правового положения государственных (муниципальных) учреждений в течение 2011 года областными учреждениями и министерством проведена большая работа по приведению в соответствие с Федеральным законом № 83-ФЗ правоустанавливающих документов областных учреждений, механизмов и процедур их финансирования и функционирования. В результате на 01.01.2012 из 207 учреждений 117 учреждений получили статус бюджетных, 86 – казенных и 4 – автономных.

 На базе Областного центра дополнительного образования детей в 2011 году создан региональный организационно-методический центр дистанционного обучения одаренных детей, что дает возможность талантливым ребятам из самых отдаленных городов и районов области общаться с лучшими педагогами ведущих вузов области с использованием Интернет - технологий.

 Развитие профессионального образования

 Инфраструктура системы профессионального образования в последние годы претерпела значительные изменения.

В соответствии с Областной долгосрочной целевой программой «Развитие образования в Ростовской области на 2010 – 2015 годы» продолжилась реструктуризация сети образовательных учреждений. Плановые показатели в 2011 году выполнены в полном объёме:

-осуществлена реорганизация 3-х учреждений НПО путем их укрупнения;

-создано одно государственное автономное образовательное учреждение на базе существующего учреждения НПО;

- в декабре 2011 года в ведение области переданы 24 федеральных учреждения среднего профессионального образования.

В настоящее время идет процесс преобразования 9-и образовательных учреждений НПО, имеющих в своей структуре Региональные отраслевые центры подготовки рабочих кадров и специалистов высокой квалификации, в учреждения СПО.

Институтами власти перед системой профессионального образования в 2011 году были поставлены следующие стратегические цели:

- обеспечение доступности профессионального образования;

- удовлетворение регионального рынка труда в рабочих кадрах и специалистах в соответствии с приоритетными потребностями развития экономики области;

- обеспечение модернизации профессионального образования;

- развитие системы социального партнерства в сфере подготовки и переподготовки рабочих кадров и специалистов;

- содействие трудоустройству выпускников в соответствии с полученными профессиями и специальностями;

- повышение качества и экономической эффективности профессионального образования.

Показатели достижения поставленных задач были определены планом работы министерства на 2011 год. В основном, эти показатели выполнены.

В 2011 году инвестиции в модернизацию материально-технической базы учреждений начального и среднего профессионального образования осуществлялись, как за счет средств областного бюджета, так и за счет собственных средств образовательных учреждений и средств социальных партнеров. За счет средств областного бюджета приобретено современного учебно-производственного оборудования на сумму более 3,2 млн. рублей. В рамках Областной долгосрочной целевой программы «Развитие и использование информационных технологий в Ростовской области на 2010-2014 годы» освоено более 12,1 млн. рублей.

В модернизации образовательного процесса принимали участие и предприятия-заказчики кадров: «Тагмет», «Гидропривод», «Ростсельмаш», «Роствертол», «Дон-Текс», сельхоз предприятия Октябрьского района, строительно-монтажные предприятия г. Каменска-Шахтинского, Каменского района и других. Устойчивые и эффективные формы взаимодействия с социальными партнерами позволили целому ряду учреждений профессионального образования улучшить условия для получения качественного профессионального образования. Среди них профессиональные лицеи №№ 1, 3, 21, 25, 39, 89 профессиональные училища №№ 23, 27, 40, 50, 75, 87, Каменский техникум строительства и автосервиса и др.

Однако проводимый министерством мониторинг показал сокращение в 2011 году числа предприятий и снижение объема вкладываемых ими инвестиций на развитие учебно-материальной базы учреждений и приобретение расходных материалов для организации учебного процесса. Эту негативную тенденцию следует исправлять - необходимо внести изменения в областное законодательство в части предоставления преференций работодателям, активно участвующим в подготовке кадров. Министерством и Союзом работодателей области уже начата работа в этом направлении, нужно и вам, уважаемые руководители учреждений профессионального образования, подключаться к ней. Министерство ждет от вас и ваших социальных партнеров предложений по видам этих преференций.

Один из источников инвестиций в развитие образовательных учреждений – собственные средства от внебюджетной деятельности. Повышение доли этих средств в общем объеме финансирования – одна из задач, стоявших перед учебными заведениями профе(СЛАЙД 24) ссионального образования в 2011 году. Однако выполнить ее в полной мере не удалось.

За 2011 год учреждениями начального профессионального образования от внебюджетной деятельности получено 176,0 млн. рублей, что на уровне 2010 года, учреждениями среднего профессионального образования - 53,5 млн. рублей, что на 2,3 млн. рублей больше, чем в 2010 году. При этом доля внебюджетных средств в общем объеме расходов учреждений начального профессионального образования в 2011 году несколько снизилась и составила 9,0%, а учреждений среднего профессионального образования - 6,4%, что обусловлено увеличением более быстрыми темпами объемов бюджетного финансирования, а также снижением роли работодателей в финансировании модернизации профессионального образования.

Не менее важная проблема – эффективность использование инвестиций на цели развития не только самой системы образования, но и всего экономического потенциала донского региона. Прежде всего – это вопросы повышения качества образования, а также оптимизации объемов и профилей подготовки рабочих кадров и специалистов.

С учетом социально-экономического развития региона и потребностей рынка труда в 2011 году продолжалась работа по профилизации профессиональных училищ и лицеев, оптимизации объемов и структуры подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров. Прекращен прием по профессиям и специальностям: бухгалтер, секретарь-референт, оператор ЭВМ, правоведение. Открыт прием на обучение по новым профессиям и специальностям: мастер обработки цифровой информации, машинист дорожных строительных машин, электромонтажник электрических сетей и оборудования, автомеханик, мастер сухого строительства, организация сурдокоммуникаций, туризм и другим.

 С 2007 года прием в учреждения начального профессионального образования проводится на основании регионального заказа, ежегодно формируемого с учетом текущей социально-экономической ситуации региона, перспектив его развития. Его структура приводится на слайде.

В 2011 году региональный заказ составлял 9350 человек по 50-и профессиям и специальностям, востребованным на региональном рынке труда и был выполнен на 98,4%, что на выше, чем в 2010 году. При этом задача 2011 года – увеличить степень выполнения регионального заказа до 97,5% - перевыполнена.

 Подготовка рабочих кадров и специалистов в учреждениях начального и среднего профессионального образования с 2010 года осуществляется на основе государственного задания. Однако, мониторинг выполнения государственного задания в 2011 году показал, что не все образовательные учреждения успешно справились с выполнением его как качественных, так и количественных показателей. Были допущены:

- нарушения параметров государственного задания в части качества предоставления государственных услуг и формирования контингента потребителей государственной услуги;

- отклонения фактической стоимости предоставления единицы государственной услуги от нормативной.

Это стало возможным ввиду недостаточного контроля руководителей учебных заведений за ходом реализации государственного задания.

Трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования – один из важных показателей эффективности инвестиций и качества образования.

В 2011 году в учреждениях начального профессионального образования было подготовлено и выпущено 8,7 тысяч молодых рабочих, а в учреждениях среднего профессионального образования – 2,6 тысяч специалистов.

В последние три года процент трудоустройства выпускников практически остается стабильным. Для выпускников учреждений начального профессионального образования этот показатель в 2011 году составил 98,2%, для выпускников областных учреждений среднего профессионального образования – 93,3%.

Наибольшее число нетрудоустроенных - это выпускники по группам специальностей: «Естественные науки», «Гуманитарные науки», «Сфера обслуживания», «Экономика и управление». Эти данные свидетельствуют о необходимости дальнейшей оптимизации профессионально-квалификационной структуры подготовки рабочих и специалистов с учетом спроса и предложения на рынке труда.

Одним из целевых показателей реализации Областной долгосрочной целевой программы «Развитие образования в Ростовской области на 2010-2015 годы» является доля выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, трудоустроившихся по полученной профессии (специальности) в первый год. Этот показатель в 2011 году по учреждениям начального профессионального образования составил 72,5%, а по учреждениям среднего профессионального образования 65%.

Развивается социальное партнерство в сфере подготовки, переподготовки, повышения квалификации рабочих кадров и специалистов. Возросло число долгосрочных договоров о социальном партнерстве между учреждениями начального и среднего профессионального образования и предприятиями - заказчиками кадров. В 2011 году их действовало более 1,8 тыс. В соответствии с этими договорами предприятия участвовали в разработке новых образовательных программ, модернизации учебно - материальной базы, организации практики и стажировки обучающихся, оценке качества подготовки выпускников.

Существенно выросло число договоров об организации производственного обучения и производственной практики, в том числе на базе предприятий. В 2011 году их было заключено 8,4 тыс.

По состоянию на начало 2012 года 92% программ учреждений начального профессионального образования и 66% программ учреждений среднего профессионального образования согласованы с работодателями, что обеспечит подготовку кадров с учетом востребованных ими компетенций.

 В 2011 учебном году продолжилась работа по подготовке и переподготовке рабочих кадров и специалистов по заявкам предприятий, центров занятости населения и индивидуальным договорам. В учреждениях начального и среднего профессионального образования области прошли краткосрочную подготовку, переподготовку, повышение квалификации 22,2 тыс. человек, что выше показателя 2010 года.

Рейтинг ГОУ НПО и ГОУ СПО

 В этом году продолжена практика определения рейтинга образовательных учреждений профессионального образования. Сравнительный анализ рейтинга 2011 и 2010 года показал следующее:

- значительно снизилось число учебных заведений, набравших более 50 баллов, их стало 19 против 30 в 2010 году;

- ряд образовательных учреждений значительно улучшили свои показатели (училища №№ 42, 56, 58 и 69).

- снизилось число образовательных учреждений, набравших менее 40 баллов, их стало 9 против 13 в 2010 году, при этом значительно снизили свои показатели училища №№ 52, 81 и 94.

Как видно на слайде, в числе лидеров – профессиональные лицеи и училища №№ 21, 39, 79, 91 и 92. Следует отметить успех профессиональных лицеев №№ 39 и 92, которые и по итогам 2010 года также попадали в группу учреждений с наивысшим рейтингом. На последних местах профессиональные училища №№ 52, 64, 81, 94 и 108, при этом училище № 64 повторно попало в число худших.

По результатам рейтинга 2010 года училище № 26, набравшее наименьшее количество баллов, было затем реорганизовано. Аналогичные решения будут приняты и по результатам рейтинга 2011 года.

 Среди учреждений среднего профессионального образования, подведомственных минобразованию области, на первых местах Таганрогский механический колледж и педколледжи: Зерноградский, Зимовниковский и Каменский, а замыкают список – Донской техникум управления и предпринимательства и Белокалитвинский политехнический техникум. При этом Таганрогский механический колледж и по итогам 2010 года также был в числе лидеров.

Министерство, несомненно, будет учитывать результаты рейтинга при аттестации руководителей, выдвижении их на награждение отраслевыми и государственными наградами, а также установлении размера заработной платы и доплат. Это относится, конечно, не только к учреждениям профессионального образования. В соответствующем разделе своего доклада я остановлюсь на результатах рейтинга подведомственных образовательных учреждений и других типов.

При этом хочу отметить, что рейтинг всех учреждений по результатам 2011 года определялся в соответствии с утвержденной ранее методикой. Однако она требует доработки с учетом происходящих изменений в системе образования. Прошу руководителей учреждений внести свои предложения по совершенствованию методики определения рейтинга учебных заведений в соответствующие профильные отделы министерства.

Задачи, стоящие перед системой профессионального образования в 2012 году

Основными целями системы профессионального образования в наступившем году являются:

- формирование эффективной региональной сети учреждений профессионального образования, включенной в экономическое развитие области и ориентированной на удовлетворение потребностей работодателей, путем реорганизации учебных заведений, создания многоуровневых образовательных учреждений, научно-образовательных и учебно-производственных кластеров;

- подготовка квалифицированных рабочих кадров и специалистов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения с учетом требований работодателей и потребностей донской экономики.

 Для достижения этих целей руководителям учреждений профессионального образования необходимо обеспечить в 2012 году решение следующих конкретных задач:

- выполнить региональный заказ на подготовку рабочих кадров и специалистов не менее чем на 97,5%;

- ускорить согласование основных образовательных программ с работодателями в соответствии с федеральными стандартами нового поколения с тем, чтобы довести в целом по области долю подведомственных учреждений НПО и СПО, в которых обеспечены условия подготовки выпускников в соответствии с требованиями ФГОС и работодателей, до 82%;

- усилить контроль и не допускать нарушений в части предоставления государственных услуг и выполнения государственного задания;

- обеспечить показатель трудоустройства выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования не ниже 98%,

 при этом необходимо довести долю выпускников, трудоустроившихся по полученной профессии в первый год, по учреждениям НПО до 73%, а по учреждениям СПО - до 66% (в реализации поставленной задачи значимую роль должны сыграть Центры содействия трудоустройству выпускников, созданные на базе всех учреждений профессионального образования, во взаимодействии с предприятиями, организациями и службами занятости населения городов и районов области).

- довести долю внебюджетных средств по учреждениям НПО до 10%, учреждениям СПО – до 7,5% (хочу предостеречь от желания использовать внебюджетные средства, в основном, на увеличение заработной платы. В целях повышения конкурентоспособности выпускников, а значит, и востребованности образовательного учреждения на рынке образовательных услуг необходимо повышать долю использования внебюджетных средств на приобретение и модернизацию оборудования);

- развивать социальное партнерство в рамках реализации Областного закона от 20.09.2009 № 290-ЗС, обратив особое внимание на поднятие престижа рабочих профессий и технических специальностей, обеспечение дополнительных мер социальной поддержки обучающимся и молодым специалистам из числа выпускников учреждений профессионального образования, на трудоустройство и закрепление выпускников.

 Учреждения государственной поддержки детства

 Около половины всей сети подведомственных областных учреждений составляют учреждения государственной поддержки детства, их инфраструктура представлена практически всеми типами и видами.

Перед учреждениями государственной поддержки детства в 2011 году стояли следующие основные задачи:

• обеспечение условий для получения качественного общего образования детьми с ограниченными возможностями здоровья;

• создание условий для дополнительных 200 мест для дистанционного образования детей-инвалидов;

• формирование новых моделей управления, способствующих профессиональному и личностному самоопределению детей-сирот;

• совершенствование воспитательной работы, сокращение числа самовольных уходов воспитанников;

• внедрение и трансляция передового опыта использования технологий здоровьесбережения и др.

Поставленные задачи, в основном, выполнены.

Инвестиции в укрепление учебно-материальной базы

Качественное образование сегодня невозможно без современного учебного оборудования. А для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в особой заботе государства, это важно вдвойне.

 Год от года растут расходы на оборудование и мебель для оснащения учебных кабинетов, комнат психологической разгрузки и классов профессионально-трудового обучения учреждений господдержки детства. Всего в 2009-2011 годах на эти цели израсходовано 183 млн. рублей, в том числе в 2011 году - 82,9 млн. рублей.

 Инвестиции в развитие специальных (коррекционных) образовательных учреждений, общеобразовательных и санаторных школ-интернатов предусмотрены областными долгосрочными целевыми программами: «Развитие образования в Ростовской области на 2010-2015 годы», «Развитие и использование информационных и телекоммуникационных технологий в Ростовской области на 2010 - 2014 годы» и другими, указанными на слайде.

В программных мероприятиях особое внимание уделено переоснащению классов профессионально-трудовой подготовки, учебных мастерских, приобретению автотранспорта, обновлению компьютерного и мультимедийного оборудования. Последнее направление – приоритет, на него выделено на ближайшие 3 года свыше 25 млн. руб., из них на 2012 год - 8,3 млн. руб. Это позволит снизить количество обучающихся, приходящихся на 1 компьютер, до 12 человек.

Привлечение инвестиций.

Попечительские советы в учреждениях господдержки детства

 В 2011 году продолжился процесс создания попечительских советов в учреждениях господдержки детства и мониторинга их деятельности. В феврале 2011 года вопрос развития попечительских советов был заслушан на заседании комитета Законодательного собрания Ростовской области по социальной политике. Тогда же проведено совещание с руководителями учреждений государственной поддержки детства о повышении эффективности деятельности попечительских советов.

Мониторинг деятельности этих советов показал, что они работают, в основном, по привлечению благотворительной помощи и внимания СМИ к проблемам учреждений, укреплению их материальной базы.

В течение 2011 года попечительскими советами привлечено материальной помощи на сумму свыше 10 млн. руб.

В настоящее время такие советы созданы во всех образовательных учреждениях государственной поддержки детства.

Воспитательный процесс

 Предоставление качественного образования в образовательных учреждениях государственной поддержки детства невозможно без организации на должном уровне воспитательного процесса. Однако, несмотря на большой объем воспитательной работы, проводимой в этих учреждениях, продолжают иметь место случаи самовольных уходов воспитанников из детских домов и интернатных учреждений.

Основные причины - нарушения социальных гарантий и прав ребенка, отсутствие должного контроля со стороны воспитателей и администрации, деструктивные отношения в коллективе.

Минобразованием области проводится ежеквартальный мониторинг самовольных уходов, приняты меры дисциплинарного взыскания к отдельным руководителям. Соответствующий показатель введен в рейтинг учреждений господдержки детства.

Благодаря принятым совместным мерам наметилась положительная тенденция к снижению количества уходов. В 2011 году воспитанниками детских домов (а они дают основной вклад в этот показатель) совершено 93 самовольных ухода из 23-х учреждений, что меньше чем в 2010 и 2009 годах.

Наибольшая доля самовольных уходов по отношению к числу воспитанников в прошедшем году отмечена в детских домах № 1 и № 10 г. Ростова-на-Дону, г. Батайска, п. Новая Целина. При этом Ростовский детский дом № 10 попадает в число худших по данному показателю третий год подряд.

Требую от руководителей этих учреждений коренным образом исправить эту ситуацию.

Несколько снизилась доля самовольных уходов от общего числа воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений с 0,39 % в 2010 году до 0,34 % в 2011 году. Последние годы постоянно попадают в «черный список» школы-интернаты VIII вида №16 г. Шахты и с. Развильное Песчанокопского района. Их руководителям необходимо сделать соответствующие выводы.

 В целях развития творческой активности воспитанников в учреждениях господдержки детства организована досуговая деятельность. Как результат - воспитанники нескольких детских домов стали победителями областных спортивных соревнований, лауреатами международных конкурсов вокального и сценического искусства.

В 2011 году состоялся V Всероссийский конкурс воспитательных систем образовательных учреждений. На Конкурс поступило более 856 работ из 69 субъектов Российской Федерации. От Ростовской области звания лауреата удостоены детский дом г.Азова и специальная (коррекционная) школа-интернат VI вида г. Волгодонска.

Во исполнение поручения Президента РФ постановлением Правительства Ростовской области утверждена Комплексная программа мер по социальной адаптации и сопровождению выпускников образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2011-2014 годы и создан Координационный совет, в состав которого вошли представители заинтересованных министерств, ведомств и общественных организаций.

Здоровьесбережение

Один из главных приоритетов развития образования - вопросы здоровьесбережения обучающихся и воспитанников. Работа с контингентом учреждений господдержки детства по этим направлениям включает в себя летнее оздоровление, проведение диспансеризации и вакцинопрофилактики воспитанников, формирование здорового образа жизни.

 Организация ежегодного проведения диспансеризации воспитанников – одно из обязательных направлений деятельности областных учреждений государственной поддержки детства. Количество детей, прошедших диспансеризацию, год от года возрастает: в прошедшем году диспансеризацию прошли 8,6 тысячи воспитанников - в 1,2 раза больше по сравнению с 2010 годом.

 В настоящее время одна из основных задач в обеспечении медицинским обслуживанием воспитанников – скорейшее окончание процесса оформления необходимых документов, регламентирующих оказание медицинской помощи в учреждениях господдержки детства (лицензий на медицинскую деятельность, договоров с лечебно-профилактическими учреждениями). Отмечу, что все учреждения господдержки детства имеют оснащенные медицинские кабинеты и медицинские блоки. Работа по лицензированию медицинской деятельности ведется уже не первый год: 97% учреждений господдержки детства уже получили такие лицензии.

Рейтинг учреждений господдержки детства

По итогам 2009 года министерством впервые были утверждены показатели и методика подсчета рейтинга по результатам деятельности учреждений государственной поддержки детства. Сегодня получены результаты уже третьего по счету рейтинга – по итогам 2011 года. На слайдах показаны лучшие и худшие учреждения по итогам рейтинга.

Среди общеобразовательных и санаторных школ-интернатов первые места занимают школа-интернат музыкантских воспитанников № 63 г. Ростова-на-Дону, школа-интернат основного общего образования № 33 г. Новошахтинска и областной педагогический лицей-интернат. При этом Новошахтинский интернат и педагогический лицей-интернат были в числе лучших и по итогам предыдущих двух лет.

Последние места заняли Семичанская школа-интернат основного общего образования, Ростовская спец. школа для детей с девиантным поведением и школа-интернат основного общего образования № 28 г. Новочеркасска. Отмечу, что Семичанская школа-интернат занимает последнее место в течение трех лет. По-видимому, руководителю этого учреждения пора принять незамедлительные меры по исправлению ситуации.

Есть примеры и существенного улучшения позиции в рейтинге. Так, санаторная школа-интернат №18 г.Таганрога поднялась с 17-го места в 2009 году на 6-ое по итогам 2011 года.

 Среди специальных (коррекционных) образовательных учреждений в лидерах школы - интернаты II вида № 48 г. Ростова-на-Дону, VI вида г. Волгодонска и VIII вида № 41 г. Ростова-на-Дону. При этом волгодонский и ростовский № 48 интернаты по итогам предыдущих двух лет тоже были лидерами. Значительно улучшили свои позиции школы-интернаты: № № 41 и 42 г. Ростова-на-Дону, Матвеево-Курганская, Гуковская № 11и Таганрогская школа № 1.

По итогам рейтинга 2011 года высокие места занимают учреждения, которые максимальное внимание уделяют повышению уровня образования педагогов, участию педагогов и воспитанников в различных профессиональных конкурсах, профилактике и предупреждению самовольных уходов воспитанников.

Среди отстающих на этот раз – школы-интернаты VIII вида ст. Грушевской, г. Новошахтинска и №1 г. Красного Сулина. Все они впервые замыкают рейтинг коррекционных учреждений.

 На первых местах среди детских домов области - № 8 г. Новочеркасска, а также детские дома города Азова и № 7 г. Таганрога, в конце списка –специальный (коррекционный) детский дом г. Красного Сулина, Усть-Донецкий детский дом-школа и детский дом № 2 г. Новочеркасска.

Детский дом г. Азова уже трижды попадет в число лучших, а детский дом № 8 г. Новочеркасска – дважды.

Названный среди худших детский дом № 2 г. Новочеркасска был в конце рейтингового списка и по итогам 2010 года.

Сравнивая рейтинги предыдущих лет можно сказать, что в первую десятку входят практически одни и те же учреждения, что обусловлено налаженной работой их администраций и педагогических коллективов, направленной на реализацию основных задач учреждений господдержки детства.

Как я уже говорила, результаты рейтинга будут учитываться при оценке деятельности каждого руководителя.

Задачи учреждений государственной поддержки детства на 2012 год

 - обеспечение качественной комплексной медицинской, педагогической и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья;

- получение всеми учреждениями государственной поддержки детства лицензий на медицинскую деятельность;

- сокращение количества учреждений государственной поддержки детства, в которых имелись случаи самовольных уходов, до 20 и менее, а количество уходов – до 65 и менее (в целом по области);

- увеличение доли учреждений, имеющих программы индивидуального сопровождения выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 100%;

 - обеспечение дополнительно к имеющимся 150 рабочих мест для дистанционного образования детей-инвалидов и 200 рабочих мест для педагогов (будут привлечены общеобразовательная школа-интернат № 2 г. Волгодонска, общеобразовательная школа-интернат № 33 г.Новошахтинска и Зерноградский педагогический колледж);

- проведение диспансеризации 8,8 тысячи воспитанников;

- обеспечение проведения тестирования на предмет употребления наркотических средств воспитанников детских домов и общеобразовательных школ-интернатов.

Дополнительное образование детей

В настоящее время инфраструктура региональных учреждений дополнительного образования детей представлена 3-мя областными центрами, подведомственными минобразованию области.

Они являются методическим и организационным ядром областной системы дополнительного образования детей, координирующим целые направления и виды образовательной деятельности (научно-техническое, художественно-эстетическое, физкультурно-спортивное, военно-патриотическое, работу с одаренными детьми и другие). В 2011 году областными центрами для педагогов дополнительного образования было организовано 24 семинара и 10 конференций, издано 28 методических пособий.

  В течение учебного года каждое областное учреждение дополнительного образования детей проводит по 50-80 массовых мероприятий с детьми областного уровня и готовит команды для участия во всероссийских и международных мероприятиях. Количество таких мероприятий и число их участников год от года растет. В 2011 году силами областных учреждений проведено 175 мероприятий, в которых приняло участие около 45 тыс. человек. Кроме того, в международных мероприятиях участвовали 57 обучающихся учреждений дополнительного образования, из них 16 стали победителями и призерами.

  Областные центры дополнительного образования вносят важный вклад в систему работы с одаренными детьми. В 2011 году на базе этих учреждений продолжено функционирование 5-ти очно-заочных школ, в которых было организовано профильное обучение более 1000 школьников 8-11 классов. Из обучающихся этих школ в прошедшем году 134 человека стали победителями и призерами регионального этапа всероссийской олимпиады школьников, 196 человек – всероссийских конкурсных мероприятий.

Для обеспечения организации дистанционного обучения одаренных детей в 2011 году был создан региональный организационно-методический центр дистанционного образования для одаренных детей – структурное подразделение Областного центра дополнительного образования детей. С 2012 года началось дистанционное обучение по десяти предметам 100 одаренных детей, во 2-м полугодии 2012 года набор обучающихся планируется увеличить до 1000 человек.

Планомерная работа региональной системы дополнительного образования детей дает хорошие результаты. Число представителей талантливой молодежи Дона, получивших премии в рамках приоритетного национального проекта «Образование», за пять лет его реализации составило 742 человека.

(СЛАЙД 54) Ростовская область несколько лет подряд занимает первое место в России по количеству лауреатов ПНПО в номинации «Научно-техническое творчество». Здесь главную роль играет успешная и новаторская деятельность Областного центра технического творчества учащихся. На базе центра решаются многоплановые задачи, связанные с реализацией образовательного процесса для различных категорий его участников: дошкольников и школьников, детей-инвалидов, детей «группы риска», студентов педагогических вузов.

В течение нескольких лет центр принимает участие в Федеральной целевой программе «Научные и научно - педагогические кадры инновационной России», что позволило укрепить материально-техническую базу учреждения и открыть новые направления обучения. С 2011 года в Центре появилось такое направление деятельности как «Робототехника», к которому привлечены научные работники Донского государственного технического университета.

Первые результаты этой работы были получены уже в июне 2011 года. На всероссийском конкурсе робототехники и интеллектуальных систем, который проводился в рамках «Всероссийской выставки научно-технического творчества молодежи – 2011» , дипломы первой степени получили 3 представителя Ростовской области.

Инновационные проекты, представленные Областным центром технического творчества учащихся осенью 2011 года на 67-ой Международной технической выставке в Болгарии, получили высокую оценку членов жюри, а также Министерства образования и науки Российской Федерации.

 В 2011 году появились новые направления в деятельности Областного экологического центра учащихся. В целях повышения эффективности работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма создан областной центр безопасности дорожного движения.

В рамках сетевого сообщества педагогов дополнительного образования Ростовской области создан интернет-проект для оказания содействия и консультирования педагогов дополнительного образования с помощью новейших компьютерных Интернет - технологий.

Задачи областных учреждений дополнительного образования детей

в 2012 году

- увеличить количество мероприятий с детьми и подростками до 186;

- увеличить количество участников регионального этапа всероссийской олимпиады школьников до 3800 чел.;

- увеличить количество одаренных детей, обучающихся в Центре дистанционного образования, до 1 тыс. чел.;

- увеличить количество объединений технической направленности в учреждениях дополнительного образования детей (включая муниципальные) до 1655.

Заключение

Подводя итоги деятельности образовательного комплекса области в 2011 году, хочу отметить, что в основном поставленные перед областными учреждениями цели достигнуты, задачи удалось решить.

Анализ проделанной в 2011 году работы позволил сформировать цели и задачи на 2012 год и разработать комплекс мер по их реализации. Основные цели на 2012 год сформулированы с учетом Указа Президента Российской Федерации № 825, его Послания Федеральному Собранию, Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и нашли свое отражение в Областной долгосрочной целевой программе «Развитие образования в Ростовской области на 2010-2015 годы» и в плане работы министерства на 2012 год.

В заключение хотелось бы поблагодарить всех присутствующих за плодотворную совместную работу по развитию образовательного комплекса области. Для этого в нашей области были и есть все предпосылки: талантливые инициативные педагоги, умелые управленцы, развитая инфраструктура и одно из главных условий – всемерная поддержка развития отрасли со стороны руководства области, лично Губернатора Василия Юрьевича Голубева и заместителя Губернатора Игоря Александровича Гуськова.

Пользуясь случаем, позвольте от вашего имени поблагодарить присутствующего на нашем заседании Игоря Александровича за внимание к вопросам образования, неизменную поддержку отрасли и людей, работающих в образовании.

Спасибо за внимание.