Вернуться к обычному виду










Здоровьесбережение в образовании

Здоровьесбережение.

Чрезвычайно актуальной как для настоящего, так и для будущего России продолжает оставаться проблема сохранения и укрепления здоровья детей и подростков. Анализ состояния здоровья детей России свидетельствует о сохранении тенденций к росту заболеваемости, увеличению распространенности хронической патологии, снижению количества абсолютных здоровых детей во всех возрастно-половых группах, что подтверждается данными официальной статистики и результатами выборочных научных исследований.

Сложившаяся ситуация диктует настоятельную необходимость пропагандировать школу, которая будет содействовать здоровью, вырабатывая единый подход к решению проблемы, основанный на научно обоснованном оздоровительно-образовательном процессе с учетом психофизиологических процессов, типологических половых, возрастных особенностей учащихся, экологической обстановки, в которой находится образовательное учреждение.

Работа по укреплению здоровья проводится по четырем главным направлениям:

- здоровьеукрепляющая государственная политика,

- система здравоохранения ориентированная, прежде всего, на первичную профилактику,

- участие населения,

- обучение здоровью.

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений является одним из приоритетных направлений образовательной политики Ростовской области.

В области осуществляется ряд мероприятий, направленных на обеспечение прав детей на охрану здоровья.

Ростовская область в качестве пилотного региона принимала участие в реализации двух международных проектов по линии ВОЗ «Здоровая школа» и ТАСИС «Обучение здоровью в образовательных учреждениях РФ».

В программы образовательных учреждений включены разделы: «Здоровье и развитие», «Здоровье через образование». В учебные планы образовательных учреждений включены курсы: валеология - 5-7 кл., ОБЖ – 1-11 кл., физкультура – 1-11 кл., «Разговор о правильном питании» 1-4 кл., «Твой выбор» - 10-11 кл., «Полезные привычки» - 1-4 кл., «Этика и психология семейной жизни» - 9-11классы.

В области совместно с минздравом разработана система мониторинга состояния здоровья школьников. По результатам ежегодного медицинского обследования в школах накапливается информация о состоянии здоровья каждого обучающегося, даются рекомендации родителям, классным руководителям, учителям-предметникам по предельно-допустимым нагрузкам, согласно установленной группе здоровья. В образовательных учреждениях имеются базы данных о детях, имеющих проблемы со здоровьем, проблемы в развитии.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья в области создана и функционирует система специального (коррекционного) образования, которая включает в себя 31 специальное (коррекционное) образовательное учреждение.

В общеобразовательных учреждениях функционируют специальные классы, для детей, имеющих нарушение слуха, задержку психического развития, умственную отсталость.

В области создана служба практической психологии, включающая в себя 1117 педагогов-психологов, 16 ППМС центров, 33 ПМПК, направленная на создание условий развития ребенка, сохранение и укрепление здоровья.

В Ростове-на-Дону функционирует единственный в России учебно-научно-исследовательский институт валеологии, который разрабатывает методологии изучения, прогноза, коррекции и развития резервов систем организма, обеспечивающих его защиту от заболеваний за счет активации собственных сил.

На базе УНИИ валеологии создан «Межвузовский валеологический центр» совместно с Ростовским государственным педагогическим университетом (всего в области на базе образовательных учреждений различного типа организовано 67 центров, содействующих укреплению здоровья детей).

Серьезной причиной ухудшения состояния здоровья обучающихся является широкое распространение деструктивных форм поведения подростков: курение, употребление алкоголя, наркотиков, девиантные формы поведения.

Формирование навыков здорового образа жизни, профилактика алкоголизма, наркомании, табакокурения, привлечение детей и подростков к занятиям физкультурой и спортом являются сегодня первоочередными задачами.

Важную роль в укреплении здоровья детей играет рациональное питание. Охват горячим питанием школьников составил в 2011 году в среднем по области 78 %.

Одной из форм формирования и сохранения здоровья детей является проведение летней оздоровительной кампании. В ходе оздоровительной кампании 2011 года предполагается оздоровить более 293 тысяч детей и подростков.

По определению ВОЗ под укреплением здоровья понимается процесс, помогающий людям улучшить свое здоровье.

Таким образом, укрепление здоровья это не просто ответственность за здоровье, а процесс, затрагивающий здоровый образ жизни и соответственно, благополучие людей, способствующий созданию условий наибольшего благоприятствования для развития личности с навыками здорового образа жизни в здоровом коллективе, здоровой окружающей обстановке.