Вернуться к обычному виду










Мероприятия

В целях систематизации практического опыта в формировании психологически безопасной образовательной и социокультурной среды как пространства успешной социализации детей и подростков 20 ноября 2013 г. в ГБОУ ДПО РО «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» прошла научно-практическая конференция.

В ходе пленарного заседания и работы мастер-классов были определены основные проблемы, связанные с планированием и реализацией психологической работы по профилактике жестокого обращения с детьми, и обозначены современные подходы к моделированию безопасной здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях.

Участники конференции отметили, что психологическое обеспечение безопасности среды ОУ в основном сводится к диагностике группы риска и оказанию психологической помощи на основе использования коррекционно-развивающих программ. Однако в работе психологической службы ОУ недостаточная роль отводится психологическому проектированию (в частности, инклюзивного образования) и экспертизе адекватности образовательной среды особенностям обучающихся и образовательным целям. Отсутствует системная организация активного психологического обучения субъектов образования, в ходе которого бы раскрывались условия полноценности содержания и успешности социализации.

Несмотря на регулярность проведения мероприятий по ранней профилактике деструктивной социализации, существующие организационные модели профилактической деятельности показывают все же невысокую эффективность. Это связано с тем, процесс обучения безопасности и социальной конструктивности недостаточно интегрирован в систему школьных дисциплин и реализуется без должного включения в совместную профилактическую деятельность учителей-предметников. С другой стороны, при формировании у детей установок психологической безопасности и здорового образа жизни недостаточно уделяется внимания проблеме формирования психологической готовности к конструктивному проживанию трудной жизненной ситуации. Наконец, на сегодняшний день почти отсутствуют адресные программы профилактики жестокого обращения с детьми, построенные на основе знания типологии насилия и виктимной личности.

Участниками конференции внесены следующие резолютивные предложения по организации психологически безопасной образовательной среды:

1. Подготовить нормативную базу для создания в образовательных учреждениях инфраструктуры, представляющей различные формы психологической поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

2. Подготовить нормативную базу для реализации профессионального взаимодействия представителей правоохранительных органов, медицинского персонала, психологов в системе оказания экстренной помощи детям в критической ситуации.

3. Педагогам-психологам активизировать работу по проектированию условий и экспертизе безопасности образовательной среды.

4. Внедрить компетентностно-ориентированные модели психологического обучения родителей и учителей конструктивной социализации детей.

5. Разработать адресные программы профилактики жестокого обращения с детьми на основе типологического подхода к анализу насилия, трудной жизненной ситуации, виктимной личности.

6. Рекомендовать к использованию в образовательных учреждениях Ростовской области методическое пособие «Практическое руководство по программам профилактики жестокого обращения с детьми».

 

Возврат к списку