Вернуться к обычному виду









Специальное образование

Итоговая информация об исполнении МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО КОМПЛЕКСНОГО ПЛАНА


Информационная справка

«Инклюзивное и специальное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»

 2017-2018 учебный год

 

В Ростовской области создана эффективная система образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детей-инвалидов.

В Ростовской области успешно функционирует сеть из 30 отдельных общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ОВЗ, в том числе:

для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей,

для слепых и слабовидящих детей,

для детей с тяжелыми нарушениями речи,

для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата,

для детей с задержкой психического развития;

для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС),
для умственно отсталых детей (с интеллектуальными нарушениями).

В указанных организациях обучается более 4 850 детей с ОВЗ, в том числе 2 354 ребенка-инвалида.

В 12 общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные основные образовательные программы для детей с умственной отсталостью, реализуются программы профессионального обучения по профессиям рабочих.

Продолжается обучение детей-инвалидов – воспитанников домов инвалидов, подведомственных минтруду Ростовской области, организованное двумя отдельными общеобразовательными организациями, реализующими адаптированные основные образовательные программы для детей с умственной отсталостью: ГКОУ РО Гуковской школа-интернатов №12, ГКУОУ РО Азовской школой №7.

В 2017-2018 учебном году успешно осуществлялось обучение в открытых с 01.09.2017 классах детей с ОВЗ (с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития) в трех подведомственных минобразованию Ростовской области общеобразовательных учреждениях: ГБОУ РО «Семичанская школа-интернат», ГБОУ РО «Цимлянская школа-интернат», ГБОУ РО «Шолоховская школа-интернат».

Региональный Ресурсный центр сопровождения инклюзивного образования, открытый в 2009 году на базе ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат № 48», продолжил работу по оказанию информационно-методической, консультационной помощи образовательным учреждениям области, внедряющим инклюзивные практики в образовании.

Продолжалась работа Ресурсных центров по профессиональной ориентации и профессиональной подготовке детей с ОВЗ и детей-инвалидов, созданных в 2012 году на базе 3-х общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ОВЗ.

В 2017 году Региональный ресурсный центр психолого-педагогического сопровождения детей после кохлеарной имплантации, работающий в на базе ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат № 48», принял на сопровождение 27 детей указанной категории, заключены договоры о сотрудничестве с родителями и с образовательными организациями. В марте 2018 года при поддержке минобразования Ростовской области Региональный ресурсный центр психолого-педагогического сопровождения детей после кохлеарной имплантации совместно с Институтом коррекционной педагогики организовал Всероссийскую научно-практическую конференцию по теме: «Психолого-педагогическое сопровождение детей после кохлеарной имплантации».

Созданный в июне 2017 года Региональный ресурсный центр по комплексному сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра (РЦ РАС) на базе ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат №42» осуществляет мониторинг детей РАС, информационно-методическое, консультационное сопровождение образовательных учреждений, педагогов, родителей по вопросам обучения, воспитания, развития, коррекционной помощи детям с РАС, проводит вебинары, обучающие семинары. В декабре 2017 года при поддержке минобразования Ростовской области и Федерального ресурсного центра по сопровождению детей с РАС РЦ РАС организована I региональная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в Ростовской области». В Конференции приняли участие более 200 человек из Ростовской области: представители министерства здравоохранения и социальной защиты населения, органов управления образования, образовательных учреждений, родительских и общественных организаций, специалисты в сфере образования, здравоохранения, социального обслуживания. При участии РЦ РАС 28 апреля 2018 года совместно с Донской публичной библиотекой, общественными организациями родителей детей-инвалидов организован Региональный фестиваль «кРАСки жизни», посвящённый проблеме информирования населения о РАС.

В сентябре 2017 года организована деятельность консультативного пункта по сопровождению детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на базе ГКОУ РО Волгодонской специальной школы-интерната «Восхождение». Сформирован банк данных о детях с нарушениями опорно-двигательного аппарата, включивший более 400 детей, организовано консультирование и информационно-методическое сопровождение родителей, педагогов.

В период с января по август 2018 году проведены подготовительные мероприятия по открытию ресурсного кабинета по сопровождению слепо-глухих детей, прошли обучение 2 педагога.

Ведется целенаправленная работа по организации обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). В 2017 году заключено соглашение о сотрудничестве с Федеральным ресурсным центром по сопровождению детей с ТМНР. В рамках соглашения организован выездные курсы повышения квалификации, на которых прошли обучение 120 педагогических работников и специалистов системы образования Ростовской области.

 

Доступность образования для детей с ОВЗ обеспечена в специально организованных классах общеобразовательных школ и в форме инклюзивного обучения в общеобразовательных школах.

В 2017-2018 учебном году обучение детей с ОВЗ осуществлялось в 142 специальных классах, в которых обучалось 1535 детей с ОВЗ, из них 187детей-инвалидов.

Инклюзивно в общеобразовательных школах получают образование 6 790 детей с ОВЗ и 4 112 детей-инвалидов.

 

Обучение на дому организовано для 3 407 детей, в том числе для 2 341 ребенка-инвалида.

В 2018 году открыта инновационная площадка «УчимЗнаем – Ростовская область». Цель - создание полноценной образовательной среды для детей, находящихся на длительном лечении в областной детской больнице. Образовательный процесс организован МАОУ города Ростова-на-Дону «Лицей № 11» для 35 детей, находящихся в онкогематологическом отделении.

Центр дистанционного образования детей-инвалидов функционирует с 2009 года на базе ГКОУ РО «Ростовской санаторной школы-интерната № 28». С 2012 года в целях максимального охвата детей, проживающих на территории области и не имеющих медицинских противопоказаний к обучению в дистанционной форме, работает 3 филиала в г.г. Волгодонске, Зернограде, Новошахтинске. Для дистанционного обучения детей-инвалидов создано 559 рабочих мест.

Дистанционное образование детей-инвалидов в Ростовской области осуществляется посредством реализации основных общеобразовательных и дополнительных общеразвивающих программ для детей-инвалидов, зачисленных на обучение в Центр дистанционного образования (ЦДО), а также посредством сетевой формы обучения детей-инвалидов, обучающихся на дому в муниципальных общеобразовательных учреждениях и обучающихся в ЦДО.

Выпускникам ЦДО предоставлена возможность после окончания общеобразовательного учреждения продолжить образование в дистанционной форме, получив в бессрочное пользование комплекты оборудования.

 

Результаты государственной итоговой аттестации 2017-2018 учебного года

ГИА-9

В 9 классе было 833 участника с ОВЗ и инвалидностью.

В форме ОГЭ и ГВЭ – 9 человек.

В форме ГВЭ сдавали – 682 человека.

В форме ОГЭ – 142 человека.

Не сдали ГИА в 9 классе 2 человека с ОВЗ (в соответствии с порядком имеют право пересдавать в дополнительный период (сентябрь).

ГИА-11

Всего выпускников с ОВЗ - 242

В форме ЕГЭ сдавали – 160 человек.

В форме ГВЭ сдавали – 72 человека.

В смешанной форме ЕГЭ и ГВЭ – 10 человек.

По результатам экзаменов не прошли ГИА - 7 человек (в соответствии с порядком имеют право пересдавать в дополнительный период (сентябрь).

 

Результаты обучения выпускников с умственной отсталостью

9 классов отдельных общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью, окончили 283 выпускника. Все выпускники получили свидетельство об обучении.

175 выпускников классов профессионального обучения показали следующие результаты: 140 человек получили свидетельство о квалификации рабочего, 35 – справки с перечнем работ, которые они способны выполнять самостоятельно.

 

В Ростовской области уже более 20-ти лет развивается Служба практической психологии. В ее состав входят педагоги-психологи дошкольных образовательных организаций, школ, учреждений дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций, 21 центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Ростовской области. В январе 2018 года открыт новый центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в Шолоховском районе.

По данным мониторинга на 01.03.2018 численность педагогов-психологов системы образования составляет 2089 специалистов.

В Ростовской области работает 42 психолого-медико-педагогических комиссии (2 открыты в 2017-2018 уч.году), которые по результатам индивидуального комплексного обследования определяют специальные условия получения образования и сдачи ГИА, что позволяет в полной мере реализовать право на образование каждого ребенка. В 2017 году в ПМПК Ростовской области прошли обследование 16 352 ребенка, из них признаны детьми с ОВЗ 13 732 ребенка.

Сегодня система психолого-педагогического сопровождения обеспечивает успешное решение следующих задач:

организации служб ранней помощи;

реализацию ФГОС дошкольного образования, начального общего и основного общего образования, ФГОС НОО для детей с ОВЗ;

психологического сопровождения детей с ОВЗ, детей-инвалидов, одаренных детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

сопровождения инклюзивного образования;

профессиональной ориентации;

профилактики суицидального поведения, подросткового алкоголизма, токсикомании, наркомании, противоправного поведения;

защиты детей от новых рисков, связанных с распространением информации противоправного содержания в сети «Интернет» и др.

Психолого-педагогическое сопровождение организовано в общеобразовательных организациях Ростовской области. Функционирует 1708 психолого-медико-педагогических консилиумов, в том числе, 802 ПМПк - в дошкольных образовательных организациях, 903 консилиума – в школах.

Логопедическую помощь в муниципальных образовательных организациях области оказывают 948 учителей-логопедов.

В муниципальных школах работают учителя-дефектологи (олигофренопедагоги, сурдопедагоги, тифлопедагоги, тьюторы).

Дополнительное образование для детей с ОВЗ и детей-инвалидов доступно как в отдельных общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, так и в муниципальных общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образовательного детей. Для детей с ОВЗ и детей-инвалидов работают кружки, секции, студии, реализующие дополнительные образовательные программы общеинтеллектуальной, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, социальной, патриотической, художественной, декоративно-прикладной, творческой, экологической, эстетической, научно-технической, информационно-коммуникативной направленности и др. (более 350 кружков и секций только в специальных общеобразовательных учреждениях, подведомственных минобразованию Ростовской области).

С 9 по 13 октября 2017 года в г. Твери на IV Всероссийском конкурсе «Лучший по профессии» среди обучающихся с интеллектуальными нарушениями Ростовскую область представляла команда из 5 человек, в которую вошли победители Областного конкурса «Лучший по профессии».

Команда Ростовской области вошла в десятку лучших и показала следующие результаты:

в номинации «Кулинария» - I место Гвозденко Елена, обучающаяся ГКОУ РО Развиленской школы-интерната;

Лауреаты в номинациях:

«Швейное дело и технология моды» - Минаева Анна, обучающаяся ГКОУ РО Шахтинской специальной школы-интерната № 16,

«Столярное дело» - Мартыненков Иван, обучающийся ГКОУ РО Гуковской школы-интерната № 11.

Отмечены Грамотами за участие во Всероссийском конкуре «Лучший по профессии» участники в номинациях:

«Швейное дело и технология моды» - Коростылева Виктория, обучающаяся ГКОУ РО Гуковской школы-интерната № 11,

«Растениеводство и ландшафтный дизайн» - Кукушкина Мария, обучающаяся ГКОУ РО Николаевской школы-интерната.

В ГКОУ РО «Волгодонская специальная школа-интернат «Восхождение»» реализуется программа адаптивного плавания для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата.

С 25 по 29 сентября 2017 года во Всероссийской спартакиаде для детей-инвалидов в Истринском районе Московской области Ростовскую область представили обучающиеся ГКОУ РО Волгодонской специальной школы-интерната «Восхождение», завоевали 9 медалей: 4 золотых, 4 серебряных и 1 бронзовая, Ростовская область заняла 3 место в классе «В».

В рамках мероприятий, посвященных Дню защиты детей в г. Волгодонске на базе ГКОУ РО «Волгодонская специальная школа-интернат «Восхождение»» в мае 2018 года состоялся традиционный III Международный Открытый турнир по плаванию среди детей с поражением опорно-двигательного аппарата (ПОДА) на приз Ростовской АЭС. Генеральным спонсором Международного турнира выступает филиал «Концерна Росэнергоатом" «Ростовская атомная станция».

С 25.06.2017 по 29.06.2017 в Чемпионате России по плаванию среди лиц с поражением опорно-двигательного аппарата также приняла участие команда ГКОУ РО «Волгодонская специальная школа-интернат «Восхождение»». В команде от Ростовской области выступили серебряный и двукратный бронзовый призер Всемирных игр Международной спортивной федерации колясочников и ампутантов ИВАС, «Мастер Спорта Международного класса» Мирзоев Шамиль и 15-ти кратный Чемпион России, Холухоев Магомед.

Мирзоев Шамиль:2 серебряные медали (50 м брасс, эстафета 4*50м комбинированная) и 3 бронзовые медали(50м в/с, 100 м на спине, 100 м в\с). Холухоев Магомед: 1 серебряная медаль (эстафета 4*50м комбинированная)

Команда школьной газеты «Антирутин» ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат № 38» регулярно занимает призовые места на форумах различного уровня. Так, слабовидящие школьники из Ростовской специальной школы-интерната № 38 в апреле 2018 года в рамках Московского международного салона образования стали победителями конкурса школьной прессы.

В феврале 2018 года сборная ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат № 28» «Темп» стала победителем Всероссийского проекта, организованного Благотворительным фондом Елены Исинбаевой «Каждый ребенок достоин пьедестала». Команда ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат № 28» представила Ростовскую область в финальном туре Всероссийского проекта «Каждый ребенок достоин пьедестала» в мае 2018 года в г. Волгограде.

Чайкин Михаил, ученик 11 класса, стал Лауреатом премии инициативы «Горячее сердце», цель которой поиск и чествование людей, совершивших отважные поступки и преодолевших трудности. Михаил - мастер спорта, член паралимпийской сборной Российской Федерации по плаванию в спорте слепых. За 2017 год Михаил завоевал 4 золотые медали Первенства России по плаванию (спорт слепых).

Хомяков Данил, ученик 7 класса, активный участник проекта «Ты Супер». Номинант энциклопедии «Золотой фонд успехов и достижений». Данил принял участие в съемках новогоднего шоу 2018 года на телеканале НТВ «Супер Новый год на НТВ».

Смолина Анастасия, ученица 11 класса, стала победителем и призером олимпиады Национальной технологической инициативы в номинации «Новые материалы и сенсоры»; олимпиады Санкт-Петербургского государственного университета по предметам: биология, медицина, химия, география, обществознание, социология; олимпиады Ломоносова по предметам; экология, география; Сеченовской олимпиады по биологии; Ломоносовского турнира; олимпиады Южного федерального университета по биологии.

Учащиеся 10 классов Мурзаков Даниил, Зарубин Данила совместно с учителем победили в Международном конкурсе «Одаренные дети России» с проектом Лонгрид «Патриот Донского края М.А. Шолохов».

Иваницкий Егор,ученик 4 класса, занял первое место в Международном конкурсе «Одаренные дети России» в номинации «Исследовательские и научные работы, проекты», представив работу Лонгрид «Пасха Христова».

Парамонова Анна, ученица 11 класса, стала лауреатом премии по поддержке талантливой молодежи, установленной Указом Президента Российской Федерации, и получила гранд в номинации «Лучший сайт» XV областной научно-практической конференции-выставки «Информационные технологии в образовании».

 

В Ростовской области с 2011 года в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы» и с 2012 года – в рамках государственной программы Ростовской области «Доступная среда» ведется целенаправленная работа по созданию условий доступности получения качественного образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. В 242 школах Ростовской области созданы условия для получения качественного образования детьми-инвалидами, в том числе инклюзивного.

В общеобразовательных школах обеспечена архитектурная доступность зданий, приобретено специальное, в том числе, учебное, реабилитационное и компьютерное оборудование для обучения и коррекционно-развивающей работы с детьми-инвалидами.

В 2018 году продолжается работа по созданию условий доступности получения качественного образования детьми-инвалидами в рамках государственной программы Российской федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы», государственной программы Ростовской области «Доступная среда». Участники программы 2018 года - 1 общеобразовательная организация, реализующая адаптированные основные образовательные программы для детей с ОВЗ (с ТНР и ЗПР), 9 дошкольных образовательных организаций.

В Ростовской области ведется системная целенаправленная работа по формированию в обществе новой философии, ориентированной на принятие и позитивное отношение к детям с ОВЗ и инвалидностью, их совместному обучению с нормативно развивающимися сверстниками.

В перечне мероприятий можно назвать ставшие уже традиционными ежегодные форумы «Инклюзия через всю жизнь», форумы директоров инклюзивных школ, предметные олимпиады для глухих, фестиваль жестовой песни, спартакиада для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, родительский всеобуч «А что, если «особый» ребенок Ваш?», День человека с РАС, областной конкурс «Лучший по профессии» среди обучающихся с умственной отсталостью, чемпионат профессионального мастерства лиц с инвалидностью «Абилимпикс», областные фестивали «Ветер перемен», «Мне через сердце виден мир» и др.

Информация о мероприятиях, в которые включены дети с ОВЗ и дети-инвалиды регулярно размещается на официальных сайтах минобразования Ростовской области, Правительства Ростовской области, в СМИ.