Вернуться к обычному виду









Специальное образование


Информационная справка

об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на 1 сентября 2016-2017 учебного года

 

В Ростовской области создана эффективная система образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детей-инвалидов.

Прежде всего, это сохраненная сеть специальных общеобразовательных организаций. Сегодня успешно функционирует 30 общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ОВЗ, в том числе:

- для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей,

- для слепых и слабовидящих детей,

- для детей с тяжелыми нарушениями речи,

- для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата,

- для детей с задержкой психического развития;

- для умственно отсталых детей (с нарушениями интеллекта).

Общеобразовательные организации, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ОВЗ, расширяют спектр образовательных услуг:

открыты классы для детей с расстройствами аутистического спектра,

классы для детей с синдромом Дауна, с умеренной умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития;

реализуются программы профессиональной подготовки для умственно отсталых обучающихся (с интеллектуальными нарушениями);

реализуются программы дополнительного образования различной направленности.

С 2009 года на базе ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат № 48» функционирует областной Ресурсный центр сопровождения инклюзивного образования.

С 2012 года на базе 3-х общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ОВЗ, успешно работают Ресурсные центры по профессиональной ориентации и профессиональной подготовке детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

С 1 сентября 2016 года открыт Центр психолого-педагогического сопровождения обучающихся, перенесших операцию кохлеарной имплантации, и методической поддержки образовательных организаций Ростовской области.

Общеобразовательные организации, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ОВЗ, и созданные на их базе Ресурсные центры являются базовыми, пилотными площадками, методическими центрами, которые тесно сотрудничают с муниципальными общеобразовательными организациями, передают опыт создания специальных условий и внедрения в практику технологий обучения и психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

 

С 2009 года на базе ГКОУ РО «Ростовской санаторной школы-интерната № 28» функционирует Центр дистанционного образования детей-инвалидов. В 2012 году в целях максимального охвата детей, проживающих на территории области и не имеющих медицинских противопоказаний к обучению в дистанционной форме, открыто 3 филиала в г.г. Волгодонске, Зернограде, Новошахтинске. Для дистанционного обучения детей-инвалидов создано 559 рабочих мест.

Дистанционное образование детей-инвалидов в Ростовской области осуществляется в двух формах: посредством реализации основных общеобразовательных и дополнительных общеразвивающих программ для детей-инвалидов, зачисленных на обучение в Центр дистанционного образования, а также посредством сетевой формы обучения детей-инвалидов, обучающихся на дому в муниципальных общеобразовательных учреждениях и обучающихся в Центре дистанционного образования.

В настоящее время выпускникам предоставлена возможность после окончания общеобразовательного учреждения продолжить образование в дистанционной форме, получив в бессрочное пользование комплекты оборудования.

 

В Ростовской области с 2011 года в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы» и с 2012 года – в рамках государственной программы Ростовской области «Доступная среда» ведется целенаправленная работа по созданию условий доступности получения качественного образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

В период с 2011 по 2015 годы мероприятия по созданию универсальной безбарьерной среды и обеспечению физической (архитектурной) доступности общеобразовательных организаций реализованы в 232 общеобразовательных школах Ростовской области.

На 1 января 2016 года доля общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов, от общего количества общеобразовательных организаций Ростовской области составляет 20%. Сегодня каждая пятая школа Ростовской области готова принять ребенка-инвалида.

В 2016 году мероприятиях государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы» и государственной программы Ростовской области «Доступная среда» участвуют:

5 общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы для детей с ОВЗ, включенных в федеральный перечень, размещенный на сайте Минобрнауки России;

5 дошкольных образовательных организаций;

8 организаций дополнительного образования детей. 

Доступность образования для детей с ОВЗ обеспечена в специально организованных классах общеобразовательных школ и в форме инклюзивного обучения в общеобразовательных школах.

В 2015-2016 учебном году обучение детей с ОВЗ осуществлялось в 143 специальных классах, в которых обучалось 1576 детей, из них 152 ребенка-инвалида. Классы открыты для слабослышащих детей, детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и детей нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Инклюзивно в обычных классах общеобразовательных школ обучается 4009 детей с ОВЗ и 3518 детей-инвалидов.

Статистика обучения в 2016-2017 году будет сформирована к 15 октября 2016 года.

Разработка рекомендаций по созданию специальных условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов, по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, а также рекомендаций по форме сдачи итоговой аттестации для детей с ОВЗ и детей-инвалидов осуществляют 40 психолого-медико-педагогических комиссий, в том числе 1 – областная и 39 муниципальных ПМПК. Ежегодно психолого-медико-педагогические комиссии Ростовской области принимают свыше 12 тысяч детей.

В 2015-2016 учебном году рекомендации по условиям сдачи государственной итоговой аттестации или единого государственного экзамена в форме государственного выпускного экзамена получили более 200 выпускников.

 

По итогам 2015-2016 учебного года завершили обучение в общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные основные образовательные программы для детей с ОВЗ:

по адаптированным основным образовательным программам для умственно отсталых детей 352 выпускника 9-х классов и 208 выпускников 11-х классов;

по адаптированным основным образовательным программам для детей с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата 100 выпускников 9-х классов и 19 выпускников 11-х классов;

в Центре дистанционного образования детей-инвалидов:

по программам основного общего образования - 80 выпускников 9-х классов, в том числе 65 детей-инвалидов и 15 детей с ОВЗ;

по программам среднего общего образования - 41 выпускник 11 класса, в том числе 41 ребенок-инвалид.

 

В целях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (далее – ФГОС НОО) для обучающихся с ОВЗ с 1 сентября 2016 года минобразованием Ростовской области организована работа по подготовке к переходу на ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью. За счет средств государственной программы Ростовской области «Доступная среда» предусмотрены мероприятия, направленные на создание условий для реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. С 2012 года в государственную программу Ростовской области «Доступная среда» включено мероприятие по обновлению материально-технической базы общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы для детей с ОВЗ. В 2016 году на указанные цели направлено более 40 млн. рублей, на 2017 год запланировано ещё более 38 млн. рублей

Организована работа по переподготовке педагогов по профилю деятельности общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы для детей с ОВЗ.

Приказом минобразования Ростовской области от 25.07.2014 № 490 «Об организации работы по подготовке к переходу на федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья» определены 10 пилотных площадок, реализующих план мероприятий по подготовке к переходу на ФГОС начального общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья.  Совместно с ГБОУ ДПО РО «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» проведен ряд семинаров по разработке адаптированных основных образовательных программ. В общеобразовательных организациях Ростовской области разработаны «дорожные карты» по переходу на ФГОС.

Минобразованием Ростовской области утверждены примерные региональные учебные планы начального общего образования в рамках ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ от 09.06.2016 №429).

По данным мониторинга, проведенного минобразованием Ростовской области, с 1 сентября обучение в 1-х классах по ФГОС начального образования для детей с ОВЗ начали более 900 детей, из них 569 - в специальных общеобразовательных организациях, более 380 детей – в массовой школе, в том числе, инклюзивно.